Microcosm. Игра-головоломка

Всем доброго дня! В этой DevStory я хотел бы рассказать об опыте разработки и публикации нашей первой более-менее масштабной игры — Microcosm. На идею создания нас подтолкнул пример игры Contre Jour. Microcosm очень многое подчерпнул из её механики и концепции. Мы — студия небольшая, поэтому вопрос создания MMO RPG на повестке дня не стоял: нацеливались на ту область, которую могли осилить хотя бы теоретически. Главной задачей было понять, что нравится и что не нравится людям в мобильных играх подобного типа. Для себя мы выделили 3 таких элемента. Во-первых, это простота управления, так как сложные схемы сильно сокращают потенциальную аудиторию. Во-вторых, красивая графика и атмосферная музыка. В-третьих, персонажи, которым можно сопереживать.

Чтобы развить концепцию дальше мы решили создать красочную графику, написать профессиональную музыку, включить в игру несколько персонажей, которые бы придавали игре «живость» и разнообразие. Другие варианты, конечно, рассматривались, но я лично был под большим впечатлением от Contre jour, и идея создания чего-то подобного полностью меня захватила.

Для Microcosm мы планировали достаточно широкий охват аудитории. Серьезным ограничителем тут выступала лишь набравшая обороты модель free-to-play, которая в значительной мере подкашивает платные игры. Даже такая традиционно платежеспособная аудитория, как пользователи iOS, постепенно привыкает, что за приложения можно не платить совсем. При этом требования к качеству приложений постоянно растут. А наша игра, к сожалению, изначально создавалась с расчетом на оплату за скачивания.

 

Подготовка

Расходы на проект оценивались, исходя из необходимого состава команды, и наличных средств, потому что финансирование осуществлялось за счёт кровно заработанных. Первоначально я оценивал разработку игры в $10 000 и еще столько же на продвижение. По срокам выходило около шести месяцев. Но я, конечно же, ошибался.

Набор команды был настоящим испытанием. Кроме программиста, с которым мы успешно делаем уже не первый проект, остальные люди были абсолютно новые, что дополнительно осложнялось дистанционным взаимодействием. Хуже всего дело обстояло с художниками: найти человека в России и окрестностях так и не получилось. Схема была приблизительно такая: я перечислял предоплату, художник с энтузиазмом брался за дело, а где-то через месяц начинались затяжки по срокам, муки творчества, личные проблемы. С концами никто не пропадал, но я был вынужден искать кого-то еще. В итоге, на одном из западных сайтов для фрилансеров я нашел замечательного художника из Дании, который очень оперативно сделал всё, что требовалось, а аниматор из Великобритании так же быстро выполнил свою часть. Композитору и звукорежиссеру в одном лице удалось, я считаю, создать действительно атмосферное звуковое сопровождение.

 

Разработка

Мы, конечно же, старались избежать наиболее типичных ошибок. Например, делали игру изначально кросс-платформенной с использованием Marmalade SDK, который, безусловно, очень помог. Но просчеты всё равно были, что отразилось и на конечной стоимости, и на сроках. Первым из них, как я уже писал, была чехарда с художниками. Второй момент, не менее важный — мы отклонились от первоначального замысла. Если сначала планировалось, что миры будут отличаться, условно, только фоном, то потом мы решили, что должен отличаться и внешний вид существ, в них обитающих, чтобы обеспечить максимальное погружение. Это привело к практически кратному увеличению финансовых и временных затрат с введением каждого нового мира. Для команды независимых разработчиков на подножном финансировании это было непросто реализовать, несмотря на все плюсы для игрока. Третьим просчетом было то, что некоторые элементы игры придумывались, рисовались и анимировались еще до практической возможности внедрения их в игровой процесс. В итоге мы потратили деньги и время на то, что нельзя использовать и что никто не увидит.

Microcosm. Игра-головоломка Microcosm. Игра-головоломка

Больше всего изменился визуальный стиль игры. Начинали мы с идеи создания стиля, имитирующего карандашные штрихи. Это оказалось чересчур сложным в реализации, а первоначальная концепция персонажей плохо сочеталась с тем, что им нужно вращаться. На втором этапе мы перешли к графике, близкой к флешовой. Финальный вариант стал ближе к жизни. Была еще целая куча концептов, которые отпали по дороге.

Microcosm. Игра-головоломка Microcosm. Игра-головоломка

Если говорить о сроках, то на реализацию первой версии у нас ушло около 8 месяцев, из которых около 5, к сожалению, ушли на утрясание стиля и поиски художников. Программная часть была готова гораздо раньше. В реальности этот этап мог быть 2 раза короче.

Затем наступил этап затишья, потому что закончились деньги. И этот этап длился еще почти полгода. После этого мы за 3 месяца сделали второй мир и начали полировку. Полировка длилась еще 3 месяца: нужно было выявить баги, кое-что поменять и в визуальной составляющей, и в игровой. Только после этого игра была доведена до приемлемого состояния, когда мы были уверены, что визуально игра выглядит достойно и не вылетает при любом удобном случае на целевых платформах.

 

Публикация и продвижение

Я знал, как важно продвижение, что далеко не все этим занимаются, что без этого успеха добиться невозможно. Но лучше, чем любые тексты, это продемонстрировала жестокая реальность: появление игры на Google Play можно сравнить с запуском интернет-сайта, то есть вероятность, что твой проект заметят, бесконечно стремится к нулю. Была прочитана и отсмотрена куча материала по этому вопросу. Здесь возникло больше всего проблем.

Прежде всего, стоит упомянуть стратегию, с которой мы выходили на рынок. Первую доработанную версию, включающую первый мир, мы выложили на те платформы, на которых не слишком боялись провала. Ими стали Samsung bada и Blackberry Playbook. Там мы планировали обкатать игру. На втором этапе мы планировали выложить игру на Android, так как он позволяет быстро заливать обновления. Третьим этапом должен был быть выход в Apple App Store.

С первым этапом всё получилось, как надо, а вот со вторым и третьим — не совсем. Дело в том, что времени на тестирование игры пока мы сидели без денег и так было более, чем достаточно, а вот негативная сторона такого решения проявилась незамедлительно: всё нужно продвигать 2 раза. Это означает, что тратить финансовых и временных ресурсов нужно в два раза больше, а аудитории от каждого такого действия получается в 2 раза меньше, потому что большинство каналов продвижения так или иначе посещают люди обеих этих платформ. Итого, эффективность получается ниже в 4 раза.

Второй момент — заточенность очень многих каналов продвижения под free-to-play. Например, сейчас можно платить не за клики или показы, а за установки, но получить выгоду от этого можно чаще всего только при модели f2p. Для платных приложений таким продвижением занимаются очень немногие, а отбить затраты при современном уровне цен на мобильные приложения просто не реально. Есть огромное количество Android маркетов, куда принимают только бесплатные приложения. Для платного приложения любой из пиратских сайтов — потерянные деньги, а для бесплатного — контакт с потенциальным клиентом.

Где-то на полпути к релизу я задумался о том, что нужно как-то учесть и возможность бесплатного распространения. Так как зарабатывать на рекламе надежды не было, мы внедрили внутриигровые покупки для Android версии с оплатой средствами Google Play и сервиса SMS Fortumo. Это не было желанием разбогатеть на покупках: для этого геймплей игры необходимо изначально выстраивать под IAP. Хотелось просто протестировать, как всё работает. Ну, в общем-то, мы и протестировали. На десятый день пребывания игры на Google Play и на пятый после начала продвижения Microcosm забанили за использование несертифицированных сервисов платежей, а Terms of service мы читали по диагонали, как водится. Epic fail.

Microcosm. Игра-головоломка

Но были и позитивные моменты. Во-первых, после публикации отзыва на 4pda мы побывали в топах, пусть только в России и Украине — всё равно это было здорово!

Во-вторых, игру скачивали, средняя оценка пользователей была 4,5. Мы прочитали очень много воодушевляющих слов от игроков, убедились, что игра работает стабильно на достаточно широком спектре устройств, хотя были и исключения.

В-третьих, нас заметили. Мы получили письмо от Intel c предложением поучаствовать в их конкурсе CodeFest по портированию приложений на платформу Android x86. Microcosm стал одним из победителей этого конкурса, а мы получили $5000 на продвижение. Параллельно нам написали ребята из Chillingo и предложили стать участниками их совместной с Samsung программы 100% Indie. Игра прошла сертификацию, так что скоро сможем посмотреть на результаты. Были предложения и от некоторых издателей.

 

Финансовая модель

Как я уже описывал ранее, модель F2P использовать мы не могли, а зарабатывать на рекламе после анализа материалов по этой теме надежды не было. Поэтому решили делать игру платной, но при этом установить минимальную цену, чтобы сделать её максимально доступной. Для Android цена приложения составляет $0.99. Для iOS мы пока думаем, возможно, изберем немного другую стратегию, больше сигнализируя о премиальном контенте.

О финансовых показателях при 5 днях маркетинговой кампании и пребывания на Google Play говорить особенно не приходится, тем не менее, информация эта всегда интересная. За указанное время в русском (99% трафика) и украинском маркетах игра зарабатывала где-то по $50 в день. Сумма небольшая, но мы каждый день поднимались в топах, были на 19 месте в своей категории и на 74 в топе всех игр. Даже в зарубежных странах мы почти дошли до топ 100 в своей категории фактически без специального маркетинга. В какой-то момент возникла надежда на то, что Google нас заметит, и мы получим фичеринг. Что ж, первая часть ожидания полностью оправдалась, и это будет уроком на будущее.

 

Подводя итоги

Можно очень долго планировать свои действия, но как только начинаешь действовать, всё становится сложнее и одновременно интереснее.

Из моментов, с которыми, мне кажется, мы угадали, хотелось бы отметить следующее:

  • Управление действительно должно быть как можно проще и интуитивно понятно. Мы сделали всё, что могли в рамках, заданных геймплеем. Где-то делали подсказки, но старались минимизировать их использование;
  • Без предыстории, с картинками, видео и текстом вполне можно обойтись. Редкие игроки на мобильных платформах в ней нуждаются;
  • Персонажи, которым можно сопереживать, — очень приятный элемент игры;
  • Прежде чем выходить на основные платформы, неплохо бы «потренироваться на кошках»
  • Кросс-платформенность должна присутствовать в обязательном порядке, чтобы иметь пространство для маневра.

 

Уроки, которые мы извлекли:

  • Free-to-play является более интересной система монетизации. Конечно, она сложнее в реализации: нужно много аналитики, внутренняя экономика, — но и возможности гораздо выше;
  • Выходить на Android и iOS лучше вместе, чтобы сэкономить маркетинговый бюджет и повысить охват;
  • К выбору художника в проекте, особенно если взаимодействие происходит в удаленном режиме, нужно подходить очень ответственно;
  • Начинать продвижение игры лучше всего заранее, еще до выхода, чтобы подготовить почву;
  • Android предоставляет несравнимо более богатые возможности для продвижения, чем iOS. На мой взгляд, сейчас для независимого разработчика Android — это платформа номер один.

В планах у нас выход версии на iOS до конца года. Конечно, дальнейшее продвижение: на деньги, которые мы выиграли в конкурсе, мы сейчас делаем видео-трейлер и попробуем использовать рекламу. Сможем потом поделиться эффективностью. Также у меня есть готовый пресс-релиз на английском и очень-очень длинный список ресурсов, с которыми нужно пообщаться.

Кроме того, мы уже делаем новую игру, с учётом приобретённого опыта. Поэтому если вам импонирует Ski Safari, а также типаж Бендера из «Футурамы» в качестве главного героя, и есть желание поучаствовать в создании игры, то записывайтесь к нам в бета-тестеры. Мы, естественно, не забудем тех, кто нам поможет, в том числе, с использованием внутриигровых форм поощрения, а прямо сейчас допиливается форум для обсуждения идей. Если готовы, то пишите на почту: ionrain[at]gmail.com

 

Рекомендации

Действуйте: что бы там ни получилось в итоге, но как только вы начнёте продвигаться, вы сразу же попадёте в поток, где вас вполне могут выловить ваши потенциальные партнеры, о которых вы никогда бы не узнали.

Всегда ищите новые возможности для продвижения и монетизации, особенно если у вас рекламный бюджет минимален или отсутствует вообще. Существует очень много статей и видео-материалов по этой теме;

Нужно в обязательном порядке выстраивать максимально подробную систему аналитики, чтобы понять, приносят те или иные усилия результат и в каком направлении необходимо двигаться;

Внимательно читайте Terms of Service :)

 

Apple App Store: http://itunes.apple.com/app/id756796960 (будет доступно ближе к концу декабря)

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.morboo.microcosm

Blackberry App World: http://appworld.blackberry.com/webstore/content/18920132/


Самые комментируемые

    Рейтинг комментирующих

    ApрPrоmo

    Aрp Promо
    • kyler1996
      одобряю!
      • cyber soul
        kyler1996,
        посоны, все нормально, kyler1996 одобряет
        • knickerbocker
          cyber soul,
          а ну если kyler1996 одобряет, надо брать )
          • Formula 1
            knickerbocker,
            кайлер1996 знает толк в играх.
            • silent-service
              Formula 1,
              Спасибо, Кайлер1996!
        • Bладимиp
          Я еще тогда, когда увидел обзор на 4pda сразу купил ее и не пожалел. Классная игра! Действительно очень атмосферная! Разработчики молодцы!
        • romixer
          я рад за ребят =)
          • Oblom0FF
            купил, сейчас ознакомлюсь.
            • мда... Основная беда современного разработчика.
              Ввалить в проект 20тыр американских денег, продавать игру за ноль,девяностодевять и не отбить вложенного... (хоть имя заметили - перспектива, опять же)
              Зато комменты почитать - так "по два раза в год топовые телефоны меняют".
              Россия, фигли.
              Положительно непонятно, ЧТО нужно владельцам сейчас. Ладно, пять-десять лет назад софт в среднем по двадцаточке за штучку получался, но сейчас-то...
              • Yaphtes
                скоро куплю)
                • TiMutR
                  Игра заинтересовала, хотя у меня и Symbian. :D НО купил бы при возможности.
                  • Paul Siberdt
                    Поздравляю, коллеги. Спасибо за постмортем.

                    ИМХО, не зря вы отложили AppStore на потом, особенно в свете обычых предновогодних бомбежкек хитами, а-ля GTA, OmNom2 и так далее. Лучше переждать, думаю. :)

                    Насчет SamsungApps могу поделиться: за полгода накапало порядка 12 долларов с проекта. Там, кстати, даже при 100% инди, все равно, операторы забирают львиную долю заработанного.

                    В любом случае, успехов вам, креатива, луженых задниц и финансового удовлетворения!
                    • google&apple
                      удачи разработчикам))
                      • denisca171
                        Рад что процветает фри ту плей:) горжусь вами
                      • TraliVali
                        Купил, не смотря на игру, чтобы подкинуть вам денег. Спасибо)
                        • odalst
                          На каком движке разрабатывали?
                          • korobko88
                            Хорошая стори, наступил на те же грабли по монетизации :) Удачи с продажами!
                            • svs-57
                              2-й раз уже здесь рекламируют. Купил в прошлый раз в гугл плей.
                              А потом после сброса телефона игра не устанавливалась и предлагала еще раз купить.
                              Оказалось их гугл забанил и они перерегистрировали свою игру еще раз, но уже ест-но под другим именем.
                              Из принципа вернул день деньги.
                              • svs-57,
                                Та же самая история... Игра жутко тормозила на google nexus 10. Никакой плавности. Еще глюк, когда колобок болтался на веревке, - очень сложно было попасть пальцем в нужное место чтобы отцепить его. Думал обратиться к разработчикам но игра пропала в гугл плей. Вернул деньги.
                              • serg-rammstein
                                Обязательно сегодня куплю, будет первая мной купленная игра) И куплена не из-за истории написанной тут, а за действительно хорошую игру. И к тому же недорогую стоимость
                                • Samplik
                                  Радует честность разработчиков и умение признавать свои ошибки. Это очень редкое качество, как не странно. Желаю разработчикам всего самого светлого и игру наверное куплю.

                                  PlayStation открывает новый год трейлером новинок, которые ждут геймеров в 2024-м. Среди них затесались два ожидаемых релиза с неясной доселе датой выхода: ремейки Metal Gear Solid 3 и Silent Hill 2.

                                   

                                  Специалисты DeepMind — принадлежащей Google лаборатории искусственного интеллекта — объявили о разработке новой нейросети Genie («Джинн»), способной генерировать игры по текстовым запросам пользователей. Пока что модель умеет создавать лишь двухмерные платформеры, но даже имеющийся результат весьма впечатляет.

                                   

                                  Как Hyundai решила переизобрести колесо для электрокаров, так и энтузиаст Хейвен Мерсер намерен изменить велосипедную индустрию. Созданная им система автоматической трансмиссии позволяет двухколёсному транспорту самостоятельно менять скорости без каких-либо действий со стороны человека.

                                   

                                  Исследователи Чикагского университета создали программу Nightshade, призванное защитить авторские изображения от «нейросетевого» плагиата. Специальный алгоритм обрабатывает изображение так, что ИИ, который обучается с помощью «отравленной» картинки, теряет способность понимать пользователей и выдавать правильный результат. Разработчики рассказали, зачем это нужно, и продемонстрировали возможности своего детища.

                                   

                                  Обладатели бюджетных моделей смарт-телевизоров от SberDevices обратили внимание на то, что с недавним обновлением программного обеспечения картинка стала не такой чёткой. Оказалось, что производитель умышленно понизил разрешение.

                                   

                                  Аналитики медиакомпании Visual Capitalist составили список из 15 бестселлеров мобильного рынка за всю его многолетнюю историю. Рейтинг оказался любопытным: его практически поровну поделили всего два бренда, из которых на плаву к 2024 году остался только один.

                                   

                                  Компания Microsoft выпустила Windows на iPhone и iPad, правда, речь идёт не об операционной системе, а о специальном мобильном приложении. Оно пришло на смену старой программе Windows 365, объединило разные сервисы Microsoft и добавило возможность запуска «облачного» ПК на разных устройствах, в том числе смартфонах и планшетах.

                                   

                                  DOOM — это больше, чем просто игра. Это феномен, образ жизни, и, так уж вышло, целый мем. Народ давно привык к тому, что легенду запускают на различных компьютерах и не предназначенной для видеоигр аппаратуре, поэтому одна фанатка шутера решилась на ещё более оригинальный шаг.

                                   

                                  Смартфоны Samsung Galaxy S3 и Note 2, выпущенные ещё в 2012 году, уже давно лишились официальной программной поддержки. Впрочем, это не помешало энтузиастам запустить на «отменённых» устройствах современную ОС Android 14 — пусть для этого и пришлось пойти на компромисс.

                                   

                                  Пользователи инсайдерской сборки Windows 11 обнаружили любопытное изменение в десктопной ОС. Речь о новом дизайне интерфейса программы установки, который, в отличие от самой операционки, долгие годы не получал никаких изменений.

                                   

                                  Автор YouTube-канала Hardware Unboxed протестировал процессор AMD Ryzen 7 5700, представленный в январе вместе с чипами 8000-й серии. Как оказалось, маркировка CPU не соответствует его производительности: в игровых сценариях он уступил более дешёвому «соседу» по фирменной линейке.

                                   

                                  Авторы портала Hardware Unboxed решили проверить значимость количества видеопамяти в современных играх. И для этого они поочерёдно запускали игры на видеокарте AMD Radeon RX 6500 XT в версиях на 4 и 8 ГБ.

                                   

                                  Инсайдер Digital Chat Station опубликовал любопытный аналитический отчёт о текущем положении дел на рынке смартфонов. Он отметил, что ещё недавно ставший рекордом объём оперативной памяти Android-смартфонов не спешит обновляться. Более того, производители гаджетов всё чаще «занижают» этот показатель — и, по мнению инсайдера, делают это осознанно.

                                   
                                  Нейросеть превращает изображения в скриншоты из старых видеоигр Популярное

                                  Число различных нейросетей растёт не по дням, а по часам, и в их полку прибавилось. Ещё одна забава для публики превращает изображения в скриншоты из видеоигр нулевых.

                                   

                                  После выпуска первой тестовой версии Android 15 разработчик Мишаал Рахман отыскал в нём описание новой функции под названием Notification Cooldown. Она создана для того, чтобы пользователь меньше отвлекался на повторяющиеся назойливые уведомления, «прилетающие» на смартфон.

                                   

                                  Resizable BAR — это технология, позволяющая процессору обращаться ко всему объёму видеопамяти. Старое железо её не поддерживает, но пользователь GitHub под ником xCuri0 решил это исправить. Он написал и выложил в открытый доступ утилиту ReBarUEFI, которая, по его словам, способна заметно повысить производительность некоторых игр.

                                   
                                  Кремний-углеродный аккумулятор и смартфон за 28 секунд — чем ещё удивила нас фабрика Honor?
                                  36
                                  31.01.24News

                                  Фабрика компании, где производятся смартфоны, расположилась в пригороде Шэньчжэня. Именно здесь сейчас выпекаются новенькие Honor Magic6, которые сходят с линии со скоростью один смартфон за 28 секунд.

                                   

                                  Портал 9to5Google обратил внимание, что в одном из недавних выпусков подкаста WVFRM Podcast при участии Маркеса Браунли была затронута тема кастомных прошивок для Android-устройств. В частности, ведущие поговорили о некогда популярной CyanogenMod и её наследнице LineageOS.

                                   

                                  Наконец-то состоялся глобальный релиз представленного осенью прошлого года в Китае Redmi Note 13 Pro+. В этой недорогой модели производитель применил многие флагманские фишки, включая изогнутый экран с высокой частотой обновления, топовую камеру от Samsung и защиту от воды. 

                                   
                                  Тормозные диски наносят больше вреда организму, чем выхлопные газы Популярное

                                  Сотрудники Калифорнийского университета в Ирвине поделились результатами исследования, согласно которому основная часть выбрасываемых во время торможения частиц способна нести электрический заряд и последующий вред для здоровья людей. Эта работа может помочь в борьбе по сдерживанию источников загрязнения в крупных городах.

                                   

                                  Искусственный интеллект Graph Networks for Materials Exploration (GNoME), разработанный Deepmind (входит в состав Google) открыл 2,2 миллиона новых материалов. Это в 45 раз больше, чем было открыто за всю историю науки, или эквивалентно накоплению знаний примерно за 800 лет, что демонстрирует беспрецедентный потенциал ИИ.

                                   

                                  Недавно популярная X-серия бренда POCO пополнилась двумя моделями: X6 и X6 Pro. С базовым вариантом ознакомились зарубежные СМИ. По сравнению с «прошкой» новинка предлагает более скромные характеристики, но не менее заманчивое соотношение цены и качества. Резюмируем обзоры изданий.

                                   
                                  Саморазогревающийся бетон очищает дороги от гололёда и снега Популярное

                                  Учёные из Университета Дрекселя в Пенсильвании разработали саморазогревающийся бетон, способный избавить дороги от снега и гололёда. Разработка поможет не только увеличить срок службы дорожных покрытий, но и снизить количество аварий.

                                   

                                  Нидерландская компания Yandex N.V. объявила о продаже бизнеса «Яндекса» консорциуму частных инвесторов. Представители компании рассказали об ожидаемых следствиях реструктуризации и сообщили, кто станет её новым владельцем.

                                   

                                  В 2010-х из видеоигр на некоторое время практически исчезли рабочие зеркала. Хотя далеко не каждый заметил пропажу, геймеры со стажем до сих пор вспоминают о «забытых технологиях предков». И если сегодня программисты просто-напросто используют RTX, двадцать лет назад для достижения нужного эффекта разработчикам приходилось идти на очень занятные ухищрения.

                                   

                                  Подсистема Windows для Android, позволяющая запускать приложения для смартфона на ПК, неожиданно пропала из Microsoft Store. Компания подтвердила прекращение разработки некогда амбициозного проекта и рассказала, что это будет означать для пользователей.

                                   
                                  Microsoft отключает свои сервисы в России. Пока не для всех Популярное

                                  Поставщик IT-сервисов Softline сообщил, что новые санкции ЕС повлияют на работу сервисов Microsoft, Amazon, Google и других компаний на территории России. Компания опубликовала все известные подробности о грядущих «отключениях», и рассказала, кого они затронут.

                                   

                                  Студент Люк Фарритор из Университета Небраски в Линкольне разработал алгоритм машинного обучения, сумевший распознать содержимое свёрнутого папируса, пережившего пожар. Исследователь использовал тонкие и едва явные различия в текстуре поверхности, чтобы натренировать свою нейронную сеть определять чернила.

                                   
                                  Google открыла доступ к Gemini 1.5 Pro — самой мощной нейросети в мире Популярное

                                  Ведущий научный сотрудник Google Джефф Дин сообщил об открытии публичного доступа к нейросети Gemini 1.5 Pro. Фирменная языковая модель справляется с широким спектром задач и, по заявлению её создателей, значительно превосходит по своим возможностям GPT-4.

                                   

                                  Разработчики Telegram, не анонсируя это на официальном сайте, добавили в мессенджер несколько новых функций и улучшений. Большая их часть доступна подписчикам тарифа Premium, но одно из нововведений будет полезно и владельцам iOS-гаджетов, которые пользуются бесплатной версией приложения.

                                   

                                  Входящий в состав «АвтоВАЗа» «Автозавод Санкт-Петербург», где ранее производились автомобили Nissan, теперь будет выпускать автомобили под новым брендом XCITE. Уже есть изображение логотипа и фотография одной из первых сошедших с конвейера моделей.

                                   

                                  Intel объявила о грядущем «апгрейде» процессоров Core 12-го и 13-го поколений, которые получат поддержку технологии APO. Она была эксклюзивом новых чипов на момент анонса, но после серии негативных отзывов в свой адрес компания всё же пошла геймерам навстречу.

                                   

                                  Подводя итоги уходящего года Google, опубликовала ежегодный рейтинг, в который вошли лучшие игры и приложения для платформы Android. По традиции, победители премии Google Play Best of 2023 Awards были выбраны в различных категориях, включая и несколько новых, появившихся с учетом тенденций текущего года.

                                   

                                  Разработчик технологий для борьбы с киберпреступлениями F.A.C.C.T. (бывший Group-IB) сообщил изданию РБК, что мошенники придумали новый опасный метод кражи паролей для онлайн-банков, и рассказал, как от него защититься.

                                   

                                  Глава мобильного подразделения Samsung Тэ Мун Ро прокомментировал информацию о платной подписке на ИИ-сервисы для смартфонов Galaxy. Официальное заявление на этот счёт он сделал в рамках интервью порталу ET Telecom.