Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

18.06.15News98

Интернет — удивительная штука. Здесь можно с миру по нитке собрать тысячу-другую долларов на миску картофельного салата. Можно выделывать причинным местом вертолётики перед web-камерой — и это тоже щедро оплачивается. Здесь платят за то, что ты играешь в игры; снимаешь видео того, как играешь в игры; комментируешь видео, на котором люди играют в игры. Здесь можно даже, как ваш покорный, писать всякие аргументированные гадости, и тоже иметь с этого копеечку. Вот где страна возможностей, куда там Америке! А знаете, что ещё можно делать в Интернете? Продавать игры, которых нет.

Маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества

На случай, если вы до сих пор покупаете диски и вообще занятой человек, которому некогда следить за новыми тенденциями, коротко поясним, о чем вообще идёт речь. Все началось не так уж и давно — 17 мая 2009 года, когда никому не известный шведский программист по имени Маркус выложил в свободный доступ наброски игрушки, которую он собирал в свободное время. Альфа-версию, если угодно.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

И случилось так, что буквально за месяц любительский проект стал настолько популярен, что Маркус начал брать по 10 евро за доступ к альфе. Ну, чтобы была мотивация продолжать разработку. Всего за несколько месяцев наладился такой поток «мотивации», что парень бросил работу и основал собственную компанию, которая к концу 2011-го наконец-таки выпустила финальную версию Minecraft. Ту самую, которая продалась тиражом в 60 миллионов копий.

На фоне этой истории успеха развернулась ещё одна. В 2009 году была запущена всем известная краудфандинговая платформа Kickstarter. Поначалу дела в игровом направлении шли так себе. В 2009-м был опубликован всего один проект с символическим бюджетом в $150. В 2010-м — четыре, в 2011-м — 18. А потом разработчики, словно вдохновившись примером Minecraft, дружно крикнули «нафиг издателей» — и побежали краудфандить: только за 2012 год на Kickstarter искали финансирования более сотни игровых производств.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

И всё это было настолько круто и революционно, что даже Гейб Ньюэлл поставил на паузу Half-Life 3 (в которую, как известно, один во всём мире играет круглыми сутками), изучил суть происходящего и велел подчинённым сделать свою версию Kickstarter’a для видеоигр, но ещё круче и революционнее. Так 20 марта 2013 года запустилась программа Steam Early Access. А вот в чём заключалась крутизна и революционность: если вы — разработчик, вам уже не нужно считать дни, крестить пальцы и слёзно благодарить каждого бейкера, ведь денежки в любом случае останутся при вас. Потому что отныне вы можете с высоко поднятой головой продавать наколенную альфа-версию по цене полноценного продукта. Добро пожаловать в дивный новый мир!

Наверняка среди наших читателей найдутся умные парни с добрым сердцем, которые на этом самом моменте бросятся строчить комментарии, чтобы встать на защиту чудесной программы. Ведь именно она позволяет независимым, но талантливым разработчикам найти финансирование, именно она освобождает заслуженных мэтров от издательского ига, именно она позволяет фанатам косвенно участвовать в разработке и влиять на конечный облик шедевра, именно она… Не волнуйтесь, господа, вы абсолютно правы. Без Early Access мы действительно могли бы никогда не увидеть такие замечательные штуки, как Divinity: Original Sin, Wasteland 2, Kerbal Space Program, Don’t Starve — и не только эти.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

На первый взгляд, имеет место ситуация win-win-win. Девелоперы получают желанные финансовые средства, да ещё и команду бесплатных тестеров и фокус-группу в одном флаконе. Мы получаем свои инди-жемчужины и моральное удовлетворение от помощи авторам. И даже Гейб удовлетворяет свой шкурный интерес эдакого инвестора: больше игр в Early Access — больше шансов на потенциально популярный эксклюзив. Как минимум — временный. Вроде все счастливы, не? Так почему же мы продолжаем утверждать, что практика раннего доступа по сути упадочна и порочна? Разберём по пунктам каждый из якобы плюсов.

 

Финансы

Начнём с простой математической задачки: сколько нервных клеток умирает, когда из четырёх купленных тобой в раннем доступе игр до финального релиза добирается лишь одна? Спасибо ведущему аналитику EEDAR Патрику Уокеру: теперь мы знаем, что 75% разработок никогда — слышите? — никогда не выбираются из Early Access! Причин может быть миллион: отсутствие покупательского интереса, неверно рассчитанный бюджет, неожиданные технические трудности, заболела жена, умер попугайчик, ведущий геймдизайнер ушел в запой — что угодно, выбирайте по вкусу.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

Никто не обязан отчитываться перед игроками, ведь Steam не предусматривает какую-то особую политику возврата для альфа-версий. На западе, кстати, до сих пор не утихают споры насчёт законности такого подхода. С одной стороны, тут вам не Kickstarter — вы не финансируете продукт, вы его покупаете. Да, в сыром виде, но вас об этом предупредили, да и доступ к нему вы получаете моментально. С другой стороны… ну это же натуральное свинство! Криминальные схемы заработка на наивных геймерах можно генерировать пачками.

Хотя отмена релиза — это даже не худшее, что может случиться с проектом. Вот, например, студия Double Fine во главе с Тимом Шафером целиком и полностью положилась на Early Access при создании космического симулятора Spacebase DF-9. Разработчики намеревались вместе с сообществом допиливать проект мечты на протяжении (гррррм!) пяти лет. Но вот незадача — коммьюнити не ответило взаимностью: динамика покупок показала, что денег хватит максимум на полтора года разработки.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

Что же в итоге сделали Double Fine? Сократили фичер-лист в несколько раз, и выпустили игру as is — с голой механикой и минимумом возможностей. А, ну и открыли исходники редактора: мол, дальше вы уж как-нибудь сами.

Проблема в том, что, как мы уже писали, разработка игр нынче обходится безумно дорого — в первую очередь из-за высоких зарплат специалистов. В результате на альфа-версии вешаются ценники чуть ли не как на готовые тайтлы, а те, что добираются до релиза, потом ещё и просят доплатить. Это не win-win, господа, это fail-fail. Временами даже epic fail. Steam в обновлённом своде правил для разработчиков просит не затевать продажу альфы, если у студии нет собственных средств, дабы завершить производство. Так о какой помощи независимым творцам вообще идёт речь?

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

Масла в огонь подливает свежая идея Гейба возвращать игрокам деньги по первому требованию, если те не успели наиграть больше двух часов. Не секрет, что на стадии альфа-тестирования редкий проект может похвастать достаточным шармом, чтобы аудитория не шарахалась хотя бы от страшненькой графики. Теперь, чтобы получить реальную помощь, разработчикам придётся рассчитывать на очень уж порядочное коммьюнити, которое осознаёт свой моральный долг за будущее проекта. Что, к сожалению, утопия.

 

Тестирование

Безусловно, инди-девелоперам не хватит никаких денег, чтобы нанять столько самозабвенных тестировщиков, сколько они могут получить в Early Access. Да, мы помогаем отполировать горячо ожидаемую игру до блеска. Но позвольте, разве не мы кричим о принудительном бета-тесте, когда покупаем очередную сырую и полную багов поделку? В случае с ранним доступом речь идёт о куда более сырых и, уж извините, убогих альфа-билдах. За которые мы платим. Это точно стоит относить к плюсам?

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

Впрочем, унизительное чувство тестера поневоле — ещё не главная беда. Знаете, для чего нужны закрытые бета-прогоны? Чтобы правильно подобрать участников. Дело не только в поиске ошибок кода, но и в тестировании всех ключевых элементов игры — от базовых механик до визуального стиля. В закрытые тестирования чаще всего набирают горячих поклонников серии или жанра — людей, которые действительно хорошо разбираются в предмете разбирательства. Плюс имеет место равномерное распределение по возрасту, интересам, игровому опыту. Всё это позволяет разработчикам получить действительно достоверный фидбэк.

В случае с ранним доступом ни о какой достоверности не может быть и речи, ведь получить его может любой человек «с улицы». Чтобы понять, к чему это может привести, посмотрите на DayZ — многопользовательский симулятор выживания в условиях зомби-апокалипсиса от Bohemia Interactive. Так случилось, что половину коммьюнити составили злобные хардкорщики, которые просто жизни не давали другой половине — грабили корованы и воровали гусей на каждом шагу. Не забываем, что вместе с ранним доступом покупатели получают реальную возможность достучаться до авторов, что и сделали обиженные игроки, коих была масса.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

А теперь задумайтесь: что, если геймдизайнеры прислушаются к гласу народа и, скажем, сделают игру более PvE-направленной, чем убьют оригинальный концепт? Кстати, если вы до сих пор играете в DayZ, отпишитесь в комментариях, какая там сейчас обстановка. А представьте, если бы в Early Access попала Dark Souls? Уверены, что вышел бы всеми любимый шедевр, а не скучный слэшер для киндергартена? Геймдизайнеры зачастую получают свои деньги не за красивые глаза — они профессионалы, и знают своё дело лучше нас. И мнение случайной аудитории — последнее, что должно влиять на их работу.

 

Нечего ждать, когда можно играть

Как видите, в далёкой перспективе самим творцам ранний доступ не то, чтобы очень помогает. А что насчёт нас, нетерпеливых геймеров, которые получают возможность пощупать жемчужину раньше других? Во-первых, конечный результат может банально не оправдать ожиданий. Не в том смысле, что он будет плохим. В смысле, что он будет другим. Возьмите Rust. Изначально проект задумывался, позиционировался и продавался как клон DayZ, но за несколько месяцев превратился в трёхмерный гибрид Minecraft и Don’t Starve, а зомби вообще заменили на волков и медведей. Считайте, ещё повезло — могли бы и на котиков.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

Во-вторых, ранний доступ — это не за месяц и не за два до релиза. Те же DayZ и Rust «вышли» еще в декабре 2013-го — полтора года назад. И до сих пор «выпускаются», DayZ вообще обещают допилить только к следующему году. Кто будет столько ждать? Так уж вышло, что даже шедевры игропрома имеют свойство наскучивать, и происходит это зачастую гораздо быстрее, чем за полтора года. Вы когда-нибудь задумывались, почему игры в последнее время становятся всё короче и короче? В девяностые мы лихо вкладывали в прохождение по 100 часов, а сейчас и одного вечера бывает достаточно. Нет, нас не пытаются обмануть. Под нас подстраиваются.

По статистике Valve, большинство из нас не проходит до конца даже сюжетно-ориентированные игры. Просто от вечера к вечеру прыгают с одного проекта на другой. Mass Effect 2 закончили 56% игроков. Mass Effect 3 — 42%. Skyrim вообще осилила едва треть народу. Вот почему все выпуски Call of Duty такие скоротечные. Теперь закрепим: кто после двух лет мучений с альфой вообще посмотрит в сторону финального релиза? А ведь из-за этого люди рискуют просто не увидеть целостный продукт и львиную долю контента. Обидно, не находите?

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

При этом проблемы возникнут даже у самих творцов, особенно в случае с многопользовательскими или free-2-play тайтлами. Есть неиллюзорный шанс, что со временем база заинтересованной аудитории попросту «отвалится», и когда игра таки выйдет, сервера будут пустовать.

Наконец, в-третьих: ломается весь информационный кайф. Понятно, что все мы тут взрослые дядьки, и зачёркивать дни в календаре до выхода Fallout 4 нам не к лицу. Как и не к лицу трепетно открывать каждую новость о продолжении любимой серии, радоваться каждой новой обнародованной мелочи, пересматривать по пять раз свежие трейлеры. Ну, с Early Access у вас даже соблазна не возникнет. Потому что все базовые механики игры у вас и так на ладони. И даже если усилием воли воздерживаться от раннего доступа, почитать вам будет особо нечего. «Первый взгляд» с выводом в духе Капитана Очевидность: игра хороша, но требует полировки — вот и всё информационное поле. О каждом апдейте пресса писать не будет, уж извините. Нашему брату и без этого тем хватает.

Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр

Конечно, можно бросить презрительное «не нравится — не покупай». Тем более, большинство значимых проектов пока ещё разрабатывается по старинке. Но в том-то и дело, что пока. Ранний доступ перестаёт быть прерогативой Steam и PC-геймеров — GOG.com и Sony уже планируют запускать собственные аналоги. Все ещё верите, что игры на консолях не глючат? Подождите годик.

Вторая радостная новость: ранний доступ актуален не только для всяких экспериментальных ip. Такие команды, как Larian (Divinity: Original Sin), Stardock (Galactic Civilizations 4), inXile (Wasteland 2), успешно продвигают идею плавного запуска старых и уважаемых серий. И что, совсем уже плохо — ранний доступ теперь используется крупными компаниями. Чтобы обкатать новую модель, Ubisoft уже выпустила Ghost Recon Online в Канаде в рамках программы Early Access. Их тоже можно понять: никто не будет ругать Assassin’s Creed Unity за обилие багов, если убедить всех, что они играют в альфу, а вот подоспеет через полгода day-one патч — и всё зацветёт.

Полагаете, всё не так страшно, как намалёвано? В условно-бесплатную модель распространения поначалу тоже мало кто верил. На данном этапе ранний доступ выглядит вполне себе логичным продолжением культуры вырезанного контента и миллиона копеечных DLC. В которой, кстати, тоже сомневались — а оно вон как обернулось. Мы это всё к чему? К тому, что в один далеко не прекрасный день Early Access может стать доминирующей, если не единственной формой распространения видеоигр. И если нынешние проблемы сохранятся… Мы уже говорили — добро пожаловать в прекрасный новый мир, дамы и господа!

 

Автор текста: Денис Рыбалко


Самые комментируемые

    Рейтинг комментирующих

    АрpPrоmo

    Аpр Promо
    • (Комментарий удален)

      • delete_profile
        "Хватит это терпеть: полуфабрикаты вместо нормальных игр" не нравится делайте свои игры!
        • alex030200
          Так у нас есть форумчане которые делают свои игры
          • Wilkabamba
            Мож самому "бизне$" на кикстартере замутить?)
            • versss
              Но игры и не должны легко проходится, они должны быть огромными и захватывающими, а не проходится как 20 минутный сериал!!!
              • alex030200
                "они должны быть огромными и захватывающими"
                ........Flappy Bird ))
                • versss
                  alex030200, The elder scrolls, ex machina, gta SA...
                  • illusion376
                    versss,
                    Ex machina... До сих пор не выпустили ничего подобного, а она на самом деле классная была на тот момент.
                    • versss
                      illusion376, недавно tagem games анонсировали "crossout", больно напоминающий "ex machinа" ММО проект от тех же разработчиков. Но скорее всего это будет породия на WOT...(
                      • illusion376
                        versss,
                        Спасибо, клон танков не нужен, и сами танки не нужны, а вот что за ех machine с большим открытым миром, я готов отдать кругленькую сумму, а если это будет ммо, то и вложить еще сверху в донат или випку.
              • hunter4693
                alex030200,
                полуфабрикаты!)
              • Romano86
                jarkevithwlad,
                самое смешное это фраза "Хватит это терпеть" =)
                • SargeT
                  Romano86,
                  На самом деле фраза "хватит это терпеть" тут лично для меня уже означает несколько минут чтения с ухмылкой удовольствия на лице... но не в этот раз. Эта заметка была для меня, проходимца среди всех этих моделей продаж, полезной. "Смотри, что таришь."
                • Medium77795
                  jarkevithwlad,
                  как говорится, если ты платишь деньги, то имеешь право требовать качество, а, если скачиваешь с пда, то довольствуйся тем что есть.
                • Шаманыч
                  Zamirrr,
                  Сразу видно не читал
                  • Zamirrr
                    Шаманыч,
                    До середины дошел и надоело . Терпения нету
                    • Eleksorien
                      Zamirrr,
                      и правильно, достало это нытье
                      • SargeT
                        Eleksorien,
                        Унылые вы какие-то. Забавная рубрика, приятно читается.
                        • Johnnie32
                          SargeT,
                          Только название кривое. От рубрики с таким названием ждешь призыва к действию, а не изложения всем известных фактов. Выглядит как нытье.
                • astonoO
                  Мне вот интересно, у этих статей этого формата действительно есть целевая аудитория? Простите, но это редкий шлак, пустой поверхностный звон ни о чем, и мне непонятно, почему его продолжают постить на главную.
                  • EarthwormJim87
                    astonoO,
                    Платишь за шлак - получаешь шлак.
                    Хочешь играть в нормальные игры, которые не допиливаются после релиза месяцами? - Не покупай Early Access.
                    • NokiaC6-01
                      astonoO,
                      а по мне так интересная статья, которая, к сожалению, грустная(
                      • noacid
                        NokiaC6-01,
                        Потому, что очень про правду...
                      • uklogin
                        astonoO, шлак это однообразные пресс-релизы, да новости от Samsung, Apple и Google.

                        Тут как минимум авторский взгляд, чем интересна та же Компьютерра. Я не думаю, что 4PDA в обозримом будущем дорастёт до нормальной журналистики, но подобные заметки рождают надежды.
                        • astonoO,
                          ну если даже ты, судя по всему не Эйнштейн, залез сюда коммент тиснуть, то адекватным людям тем более интересно. вот новости "выпущен очередной обмылок, огрызок и тд" явно не стоят того, чтобы открывать статью-достаточно картинки и заголовка
                        • kiolio
                          Ну разработчики не виноваты, что народ с такой радостью отдают денежки за всякое УГ ;) Что бы УГ не выходило, надо перестать его покупать...
                          • delete_profile
                            kiolio,
                            а если оно бесплатное ?
                            • EarthwormJim87
                              jarkevithwlad,
                              если бесплатное - не играй.
                          • EarthwormJim87
                            Отличная статья.
                            Стоит добавить, что Early Access повлиял на индустрию в целом. Уже сейчас многие продукты от крупных издателей выходят сырыми и недоработанными. А почему? А потому, что издатели видят - игроки готовы жрать сырые продукты с лопаты. И платить за это.
                            Логика простая и беспощадная: незачем тратиться на доводку игру до ума, откладывать дату релиза, если игроки и так сожрут и не подавятся.
                            • sillin
                              EarthwormJim87,
                              Повлияли предзаказы. Перестаньте платить за обещания. Покупайте только после релиза .
                              • EarthwormJim87
                                sillin,
                                предзаказы были всегда. И неоправданные ожидания всегда били по студии и её репутации.
                                Здесь же эффект более скоротечный и губительный. Потому что люди сознательно идут на то, чтобы потреблять незавершённый продукт.
                                Предзаказ можно отменить, если пресса разгромила игру.
                                А "ранний доступ" ты не отменишь.
                            • byfrostik01
                              Я не понял о чем этот текст.
                              • EarthwormJim87
                                byfrostik01,
                                о том, что покупая Early Access, ты делаешь разработчиков по всему миру ленивыми.
                              • nameless517
                                DayZ сейчас уг. Какие бы новые фичи не добавляли разрабы с каждым обновлениями ситуация не меняется. Частота кадров просто ужасна.
                                • sillin
                                  nameless517,
                                  Ты в частоту кадров играешь?
                                  • R0b_z0mbie
                                    sillin,
                                    да
                                    • nameless517
                                      sillin,
                                      а по твоему 20 кадров в секунду это норма?
                                      вне зависимости от железа
                                      • xProtosx
                                        nameless517,
                                        Неправда, а вы врун, частота кадров там выше. Я играю, я проверил.
                                  • megatron3000
                                    А чем дарк соулс не понравился (да на компе оптимизация ужас, но на консоле норм)?
                                    • noacid
                                      megatron3000,
                                      На консоли были тормоза (в лесах чуть ли не 20fps), но всё равно лучше ПК-версии.
                                    • evi1ove
                                      Что ранний доступ, что фритуплей - Эскобар выразился правильно. Это чума игропрома, однако к сожалению она активно развивается и поддерживается всякими тупнями.
                                      • chim85
                                        Лучше книжку почитайте! Там и графика и сюжет получше.
                                        • sillin
                                          chim85,
                                          Поддерживаю! Книги надо читать.
                                          • Va1gа
                                            chim85, еще погулять можно.
                                          • Roys61
                                            про старбаунд забыли сказать) ее тоже миллион лет делают и до сих пор ничего
                                            • ovanturin
                                              Roys61,
                                              в неё и так играть можно было как только её запустили. это уже потом начали обещать как люди денег занесли
                                            • Dargov
                                              Статьи хорошие интересные! Гораздо лучше чем статьи "о боже 2 человека пожаловались на айфон", " у самсунг с6 есть гироскоп", "ходят слухи что штс хочет купить макдак или остин!"!
                                              • Михаил Р.
                                                Автору статьи стоило добавить что в ранний доступ теперь не пускают разработчиков которые не могут сами финансировать разработку.
                                                • sillin
                                                  Михаил Р.,
                                                  Автор это написал " Временами даже epic fail. Steam в обновлённом своде правил для разработчиков просит не затевать продажу альфы, если у студии нет собственных средств, дабы завершить производство."
                                                  • Михаил Р.
                                                    sillin,
                                                    Посыпаю голову пеплом, упустил этот момент.
                                                • Ingvаrr
                                                  грабили корованы

                                                  Больше читать не стал.
                                                  • slovelissimo
                                                    Ты не знаешь, о чём это и откуда это? use google
                                                  • kotovski83
                                                    В подтверждении слов автора, новый хитмэн , будет подаваться порциями , т.е раз в несколько месяцев будут добавлять новые задания. Грустно это все, качество и оптимизация игр падает, а разрабы все борзеют и борзеют, хорошо, что есть торрент, скачал пиратку, понравилась купил, не понравилась некупил!
                                                    • Va1gа
                                                      kotovski83, правильный подход, однако некоторым так нравится скачанная пиратка, что они не покупают лицензию.
                                                      • upper_mc
                                                        kotovski83, хорошо, что есть торрент, скачал пиратку, понравилась ираешь, не понравилась удаляешь!
                                                      • INTELLcorp
                                                        "Масла в огонь подливает свежая идея Гейба возвращать игрокам деньги по первому требованию, если те не успели наиграть больше двух часов. "
                                                        Он не масла в огонь подлил, а создал зонтик для игроков от нечестных игроделов, у которых за моду уже давно вошло обманывать потребителя поделками. Вот что реально "хватит терпеть", так это постоянное обманывание потребителя - делайте качественный продукт изначально таким, каким его обещаете. А не так как сейчас - выпускают то, что только отдаленно похоже на рекламируемый продукт + еще года 2 выходят патчи, прежде чем этот продукт становится играбельным.
                                                        • SmilingPinkamena
                                                          INTELLcorp,
                                                          Не совсем ''зонтик''. Ну или крайней мере это тот зонтик которым можно потыкать разработчику в глаз.
                                                          Да есть нечестные разработчики. Которые сидят и тихонько пилят в игру. И выставляют её в раннем доступе чтобы так же тихонько её допилить. Причём выставляя её, они ничуть не преукрашивают действительность. Показывают геймплей, скриншоты, пишут о багах и проблемах. И все равно находится какой нибудь Вася, который проигнорировал всю эту информацию, просто прочитал в чем суть, суть ему понравилась и он купил игру. Прождал неделю (до 14 дней вроде можно возвращать деньги?) запустил, ему не понравилось, он пошёл и вернул деньги, которые грубо говоря уже могли быть у разработчика. И таких десятки. И в итоге игра загнулась потому что все потенциальные покупатели, которым понравилась будущая готовая игра, а не её альфа, вернули деньги.
                                                          • SmilingPinkamena
                                                            SmilingPinkamena,
                                                            Я пропустил фразу ''а есть те''. Странно получилось.
                                                        • Sergey_vorona
                                                          В DayZ обстановка как и год назад.. как и 2. Потеря денег, телодвижений минимум. Руководитель проекта покинул студию. Мод по прежнему лучше игры. Хотя тоже страшный. Провалом года не просто так заклеймили. Деньги жалко
                                                          • noacid
                                                            Sergey_vorona,
                                                            Спасибо за подробный комментарий в ответ на вопрос в статье!
                                                          • DAVID2015_20015
                                                            как по мне, в нынешних условиях вполне может развиваться пиратство как тест игры перед покупкой.
                                                            Поиграл в какой‐нибудь Starpoint Gemini 2, понравилось, купил в стиме. Я доволен, разработчик получил мои деньги за свой труд, наверное тоже доволен. фаллоут 4 предзаказал поскольку ни одна предыдущая игра серии не разочаровала и то что хотел увидеть нового- увидел на е3: все преимущества вселенной фаллаута+интереснее силовая броня, смартфон=пипбой, мир шире и т.д. и т.п.
                                                            да, предыдущие части спиратил, но благодаря этому я познакомился с этой серией и жду новую часть
                                                            • asot01
                                                              DAVID2015_20015,
                                                              В жизни же даже тем, кому игра понравится, просто пройдёт пиратку и всё. Купят её процентов 5%. Лучший вариант - демо игры.
                                                            • slovelissimo
                                                              Когда же появится статья в "хватит это терпеть"о том,что хватит терпеть эту графоманию?
                                                              • kypnamob
                                                                slovelissimo,
                                                                Хватит хватит
                                                              • versss
                                                                Но можно скачивать с пда, проверять и потом покупать, что бы не жаловатся на качество.
                                                                • yaroslaw_56
                                                                  Не прочитал! "Много букаф!"
                                                                  • Darth_Elven
                                                                    Я вот что хочу сказать: самая идея того, что инди-разработчики могут создавать столь же качественный продукт, что профессионалы с опытом и бэкграундом ААА-проектов = мнению, что пользователи социальных сетей, форумов и блогосферы смогут создавать столь же качественный контент, что и профессиональные журналисты. Да, исключения возможны. Но они лишь подтверждают правило.
                                                                    • yunker
                                                                      Все таки есть еще наивные люди, на которых многие бизнес-империи строят)), многие современники смеются над жертвами МММ и Кашпировского, а теперь можно и над ними поржать. Никогда не платил за "обещание", неужели дураки никогда не переведуться?
                                                                    • kambokambo
                                                                      Ну-ка, ну-ка, что там с вертолётиками, можно поподробнее?
                                                                      • noacid
                                                                        kambokambo,
                                                                        Это из роликов SMOSH))
                                                                      • Alex_Pacific
                                                                        Интересная статья, хоть я и не игроман последнее время. Играю в 1-2 игры в год максимум.
                                                                        Стилистика написания и факты довольно интересны, хоть и присутствует вода в тексте.
                                                                        • Skapanskiy
                                                                          Порочная практика, этот ранний доступ. ИМХО, нужно ввести ограничение по времени. То есть, опубликовал игру в раннем - не позднее чем через полгода должна выйти готовая версия. Иначе, возврат денег и изгнание из стима до полного завершения проекта.
                                                                          • 0rtodox
                                                                            Skapanskiy,

                                                                            Я бы ещё яйца отрывал за такую херню, но и так сойдёт.
                                                                          • Paranoid_Android
                                                                            Люблю статьи из этого цикла. Злободневно. Забыли упомянуть еще самый большой мыльный пузырь сборы которого к 2016 году предрекаются в районе 100млн$ хотя по сути в ней кроме жирных обещаний еще ничего нет
                                                                            • Paranoid_Android
                                                                              Я про Star Citizen
                                                                              • noacid
                                                                                Paranoid_Android,
                                                                                Ну там всё совсем сложно - Star Citizen вырос из детских мечтательных штанишек в гигантский AAA-проект. То есть, это чуть другое, как мне кажется.
                                                                            • Ambal10
                                                                              Сами платите за эти полуфабрикаты. Вот и получаем то, что имеем. Раньше разработчики демки выпускали и тестировали сами. А теперь вообще зажрались. Выходит, что пользователей игр стало больше, значит прибыль стала больше, а расходы на тест игр и демки стали меньше. На лицо факт того, что разрабы просто охринели. И мы сами их поддерживаем покупая недоделанные игры. Но если кого-то что-то не устраивает, просто не иди на поводу у игроделов. Я к примеру не покупаю всякие недоделки и игры, в которых нет русской озвучки.
                                                                              • Ambal10,
                                                                                Нашёл, чем гордиться - незнанием английского.
                                                                                • Ambal10
                                                                                  ctax,
                                                                                  LOL, кто тебе сказал, что я его не знаю? Просто я думаю на русском языке и мне удобнее понимать весь сюжет сразу на русском, а не переводить или отвлекаться на субтитры пока ты выполняешь какое-нибудь задание (к примеру GTA 4, 5 когда едешь на машине и читаешь текст вместо того чтобы следить за дорогой). Я не говорю что знаю английский идеально, но у меня есть знакомые и друзья, которые знают язык лучше и им всё равно интереснее играть с русской озвучкой.
                                                                                  • EarthwormJim87
                                                                                    Ambal10,
                                                                                    если бы ты знал, ты бы не отвлекался на субтитры.
                                                                                    • INTELLcorp
                                                                                      Ambal10,
                                                                                      у меня вот есть знакомые уникумы, которые настолько любят английский язык, что даже не играют в чисто русские игры (имею ввиду от русских разработчиков с изначально русским языком), если их не локализовали на английский.
                                                                                • wertific
                                                                                  Неоднозначно в примере с The Forest. Несмотря на то, что игра вышла еще в мае прошлого года, обновления ло сих пор выпускаются, следующее через неделю и игра постепенно становится похожей на то, что нам представили в трейлере.
                                                                                  • хватит ныть!

                                                                                    не нравится Early Access - никто не заставляет покупать до релиза
                                                                                    • Prodavala
                                                                                      играю в DayZ. на руках 4 (!) ствола, тонна патронов, палатка набитая игрой и взведенный пукан. А все почему? потому что каждый не особо адекватный человек может в течении 3-10 (!) минут найти себе автомат (МП-5 на пример), патроны и начать колбасить все что движется и не очень только лишь для удовлетворения своего эго и увеличения детородного органа. игра задумана классно, но пока исполнение оставляет желать лучшего. Обновления все так же выходят, все так же игроки получают новые возможности и новые горы оружия, жратвы и курточек, доступных, мать их, в охфигенно огромной цветовой гамме. В принципе от команды армы я на много большего и не ожидал. Сейчас я сначала стреляю, потом разговариваю..... Если вы хотите действительно отыгрывать свою роль, крафтить, прятаться ночью, строить, готовить, бегать за жратвой, бегать от кого бы то ни было, чтобы не стать жратвой, то эта игра не для вас. Играйте в Forest. В DayZ убивают и разрывают пуканы
                                                                                      • Prodavala
                                                                                        Prodavala,
                                                                                        Жратвой -_- палатка жратвой набита
                                                                                        • dimon__004
                                                                                          Prodavala,
                                                                                          в дэйзе мало адекватных игроков, по этому я лесами обхожу поселения и из далека в бинкль заранее изучаю -_-
                                                                                          • Dramocle
                                                                                            Prodavala. Ты конечно может и играешь в DayZ но явно не следишь за разработкой и отчетами. Вместо того, что бы написать о планах разработки ты рассказываешь как сейчас все плохо и мол так и планируют, судя по написанному. Почему-то ты не упомянул, что обилие лута связанно с переделкой системы его спавна и что в будущем разработчики неоднократно говорили, что пользователь будет безумно рад найденной единственной банки бобов.

                                                                                            Сам же отмечу большую проделанную работу на уровне механики игры. В ближайшее время будет заменен графический движок.
                                                                                          • Miroguts
                                                                                            Статья понравилась, действительно интересно узнать, как будет развиваться игровая индустрия
                                                                                            • dimon__004
                                                                                              в DayZ по прежнему игроки больше всего ждут оптимизацию, а не новые юбки и кепки, которыми разрабы подкармливают. Но есть школьники, которые уверены, то сначала игру набивают контентом (чтобы игра лагала ещё сильнее) и потом всё оптимизируют....в общем это самая безполезная покупка в стиме...
                                                                                              • silverex
                                                                                                Как занятый в геймдеве подпишусь под каждым словом статьи. Спасибо автору за статью и статистику.
                                                                                                Все это грустно ребята. Ведь для ответственных разработчиков это в большинстве случаев почти единственный шанс выпустить проект. А получается как и с f2p моделью, что стало синонимом доната и шлака, но которой, если воспользоваться с умом, можно удовлетворить как и свой желудок так и интересы игроков.
                                                                                                Не модель плохая, а те, кто ею пользуется. И чем откормленнее морда, тем она ненасытнее.
                                                                                                В защиту Early Access приведу в пример Space Engineers. Каждую неделю-две выходили крупные обновления, сейчас хз не слежу уже давно. Но чем игра была всего лишь год назад и чем она стала сейчас. Вот пример трудолюбия и уважения к своей работе и интересам игроков. Но такие случаи единичны, к сожалению.
                                                                                                • noacid
                                                                                                  silverex,
                                                                                                  "Не модель плохая, а те, кто ею пользуется. И чем откормленнее морда, тем она ненасытнее." - золотые слова и ключевая мысль всего материала, на самом деле. Возможно делать круто, только почти никто этим не занимается.
                                                                                                • ---Проблема в том, что, как мы уже писали, разработка игр нынче обходится безумно дорого — в первую очередь из-за высоких зарплат специалистов.

                                                                                                  >>> Совершенно верно. Не должны быть зарплаты ITшников в большинтсве случаев быть больше зарплат толковых рабочих токарей или фрезеровщиков к примеру. IT-отрасль с её бешеными зарплатами - очередной мыльный пузырь который видимо скоро лопнет.
                                                                                                  • pulyan
                                                                                                    cir,
                                                                                                    о том что он скоро лопнет уже лет десять говорят) а он только надувается и лопаться никак не хочет)
                                                                                                    • Petr.M.Artifeks
                                                                                                      pulyan,
                                                                                                      а ты уверен что с введением новой техники токари не исчезнут как вид?
                                                                                                      • pulyan
                                                                                                        Petr.M.Artifeks,
                                                                                                        вообще хз, никогда не видел токаря
                                                                                                  • sssevasss
                                                                                                    Как Mass Effect можно было не до конца пройти?Такая игра!
                                                                                                    • corovaneeronline
                                                                                                      Кажется, 4пда наняла Номада
                                                                                                      • Doomsgape
                                                                                                        Ну вот, кстати, что касается DayZ...
                                                                                                        По-моему, большая часть аудитории так до сих пор и сидит в моде Arma 2. Я до последнего момента заходил поигрывать с кем-нибудь в новую версию эту, которая все еще в early access'e болтается. Ну да, можно сказать, что скорее всего этот проект обречен и никогда не выльется в полноценную игру. Потому что там ничего не поменялось за последний год особо. Лучше бы над модом дальше и работали, может хоть на донате бы честные свои отработали, я не вижу пока что никакого потенциала у этого проекта, в виду того, что его никто выпускать особо и не собирается. Время DayZ скоро окончательно уйдет, и это вполне логично. СТОЛЬКО лет выпускать проект, простите, но вы не Blizzard'ы с дяблой :)
                                                                                                        И немного лирики... (если не хотите, не читайте)
                                                                                                        И да, тенденция пошла в сторону early-access'ов. Это правда. И да, в основном мы наблюдаем игры-недоделки. Я думаю, это как-то связано с нашим потреб*** отношением ко всему. Ведь вспомните старые игры, они же были законченными творениями, в них чувствовалось нечто особенное, чего нет в 90% новых проектов. Я когда, будучи мелким еще, садился за какой-нить дьябло 1, я же его вдоль и поперек проходил насквозь или варкрафт любой части, да чего уж там, лол, квесты от Sierra и Westwood возьмите (примеров привести можно столько, что достаточно зайти на сайт вроде Гога, и убедиться самому). Мы конечные потребители не виноваты, что любой популярный аспект нашей жизни начинает пускаться на поток, и ностальгия - это тоже товар.
                                                                                                        Да, это возможно и смахивает на нытье олдфагов и все прочее, но здесь только мы сами создали эту индустрию таковой, спрос же рождает предложение. Просто тенденция такая во всем, игры это же всего лишь один из аспектов этого так называемого "Дивного нового мира"...
                                                                                                        • яблочный хомячек
                                                                                                          #zadrotoпроблемы

                                                                                                          Несколько месяцев назад Valve выпустила Counter-Striker 2 — большое обновление для Counter-Strike: Global Offensive, которое изменило игру до неузнаваемости. К сожалению, апгрейд прошёл не так гладко, как полагали разработчики: пользователи сходу нашли ряд проблем, а на днях они обнаружили поистине удивительный эксплойт.

                                                                                                           

                                                                                                          В 2010-х из видеоигр на некоторое время практически исчезли рабочие зеркала. Хотя далеко не каждый заметил пропажу, геймеры со стажем до сих пор вспоминают о «забытых технологиях предков». И если сегодня программисты просто-напросто используют RTX, двадцать лет назад для достижения нужного эффекта разработчикам приходилось идти на очень занятные ухищрения.

                                                                                                           

                                                                                                          На фоне стремительного роста Bitcoin вновь наблюдается повышенный интерес к криптовалютам и майнингу. И внезапно оказалось, что для этого вовсе не нужна мощная видеокарта, поскольку процессор AMD Ryzen 9 7950X демонстрирует лучшие результаты.

                                                                                                           

                                                                                                          Компания Honor представила лэптоп под названием MagicBook Pro 16, который позиционирует как самую мощную модель в истории фирменной серии. Помимо дискретной видеокарты, новинка может похвастать ярким дисплеем с высоким разрешением, «заряженной» акустикой и металлическим корпусом белого цвета с необычным радужным отливом.

                                                                                                           

                                                                                                          Разработчик под ником xCuri0 написал неофициальный драйвер UEFI для старых материнских плат. Он даёт владельцам устаревших видеокарт NVIDIA получить прибавку игровой производительности, используя технологию Resizable BAR, по умолчанию доступную только для нового железа.

                                                                                                           

                                                                                                          Собрать достойный игровой PC, который ещё несколько лет будет тянуть почти всё «на максималках» — задача не из лёгких. Денег на это требуется немало, но двух пользователей DTF их отсутствие не остановило.

                                                                                                           

                                                                                                          Как Hyundai решила переизобрести колесо для электрокаров, так и энтузиаст Хейвен Мерсер намерен изменить велосипедную индустрию. Созданная им система автоматической трансмиссии позволяет двухколёсному транспорту самостоятельно менять скорости без каких-либо действий со стороны человека.

                                                                                                           

                                                                                                          The Day Before вышла и самоуничтожилась, однако слава её живёт. Сотрудники немецкого издания GameStar выпустили большой материал с новыми деталями разработки этой игры, которые по-прежнему удивляют.

                                                                                                           

                                                                                                          Разработчик Адам Ежек нашёл необычное применение сетевому коммутатору Ubiquity UniFi Pro Max 48. Он использовал настраиваемую LED-подсветку его портов как импровизированный дисплей, и даже написал под него несколько игр. В своём блоге в соцсети X энтузиаст показал, как выглядит гейминг на телекоммуникационном оборудовании стоимостью более 100 тысяч рублей.

                                                                                                           

                                                                                                          Ещё до выхода дебютного трейлера GTA VI интернет заполонили конспирологические теории фанатов серии, которые искали намёки везде, где только можно. Теперь же геймеры добрались до официального арта новой части и показали пару находок.

                                                                                                           

                                                                                                          Resizable BAR — это технология, позволяющая процессору обращаться ко всему объёму видеопамяти. Старое железо её не поддерживает, но пользователь GitHub под ником xCuri0 решил это исправить. Он написал и выложил в открытый доступ утилиту ReBarUEFI, которая, по его словам, способна заметно повысить производительность некоторых игр.

                                                                                                           

                                                                                                          Вот и свершилось: Rockstar действительно анонсировала GTA VI, как предсказывал Джейсон Шрайер. Правда, любоваться пока не на что — компания лишь готовит геймеров к первому официальному трейлеру.

                                                                                                           
                                                                                                          Google открыла доступ к Gemini 1.5 Pro — самой мощной нейросети в мире Популярное

                                                                                                          Ведущий научный сотрудник Google Джефф Дин сообщил об открытии публичного доступа к нейросети Gemini 1.5 Pro. Фирменная языковая модель справляется с широким спектром задач и, по заявлению её создателей, значительно превосходит по своим возможностям GPT-4.

                                                                                                           
                                                                                                          Apple показала, зачем нужно переходить на iPhone 15 Популярное

                                                                                                          На сайте Apple появилась новая страница под названием «Причины для обновления». На ней компания демонстрирует наглядное сравнение старых моделей iPhone с устройствами актуальной серии — но не в виде обычных таблиц характеристик, а более наглядно.

                                                                                                           

                                                                                                          Xiaomi официально представила свой первый электрокар SU7 в конце прошлого года, но до сих пор компания не озвучила сроков его выхода и цены. Зато такой информацией поделились китайские источники со ссылкой на представителей страховой сферы.

                                                                                                           

                                                                                                          В магазине Google появилось любопытное приложение, ориентированное на пользователей, ностальгирующих по «плиточному» интерфейсу Windows Phone. В отличие от ряда подобных лончеров, оно не просто стилизует интерфейс домашнего экрана Android, а модернизирует его с помощью виджетов.

                                                                                                           

                                                                                                          Входящий в состав «АвтоВАЗа» «Автозавод Санкт-Петербург», где ранее производились автомобили Nissan, теперь будет выпускать автомобили под новым брендом XCITE. Уже есть изображение логотипа и фотография одной из первых сошедших с конвейера моделей.

                                                                                                           

                                                                                                          Подводя итоги уходящего года Google, опубликовала ежегодный рейтинг, в который вошли лучшие игры и приложения для платформы Android. По традиции, победители премии Google Play Best of 2023 Awards были выбраны в различных категориях, включая и несколько новых, появившихся с учетом тенденций текущего года.

                                                                                                           
                                                                                                          Microsoft отключает свои сервисы в России. Пока не для всех Популярное

                                                                                                          Поставщик IT-сервисов Softline сообщил, что новые санкции ЕС повлияют на работу сервисов Microsoft, Amazon, Google и других компаний на территории России. Компания опубликовала все известные подробности о грядущих «отключениях», и рассказала, кого они затронут.

                                                                                                           
                                                                                                          В WhatsApp появятся две новые функции. Что добавят? Популярное

                                                                                                          Инсайдеры обнаружили в тестовых сборках WhatsApp для Android два нововведения, которые скоро станут общедоступными. Первое из них сможет заметно облегчить жизнь противникам голосовых сообщений, а второе ориентировано на пользователей, которые привыкли часто делиться своими статусами в мессенджере.

                                                                                                           

                                                                                                          Искусственный интеллект Graph Networks for Materials Exploration (GNoME), разработанный Deepmind (входит в состав Google) открыл 2,2 миллиона новых материалов. Это в 45 раз больше, чем было открыто за всю историю науки, или эквивалентно накоплению знаний примерно за 800 лет, что демонстрирует беспрецедентный потенциал ИИ.

                                                                                                           

                                                                                                          Samsung обновила список устройств, которые в ближайшее время будут получать регулярные обновления системы. Компания включила в него и новейшие флагманы Galaxy S24, значительно увеличив для них срок поддержки.

                                                                                                           

                                                                                                          Госдума во втором чтении одобрила законопроект, регулирующий права между операторами связи и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Говоря простым языком — вскоре провайдеры получат свободный доступ в подъезды для размещения оборудования.

                                                                                                           

                                                                                                          Наконец-то состоялся глобальный релиз представленного осенью прошлого года в Китае Redmi Note 13 Pro+. В этой недорогой модели производитель применил многие флагманские фишки, включая изогнутый экран с высокой частотой обновления, топовую камеру от Samsung и защиту от воды. 

                                                                                                           
                                                                                                          AMD анонсировала новые процессоры Ryzen под сокет AM4 Популярное

                                                                                                          В ходе мероприятия AMD Advantage Club компания сообщила партнёрам, что готовится к выпуску серии десктопных чипов Ryzen 5000XT для процессорного разъёма AM4. Кроме того, стало известно о других грядущих новинках «красного» бренда.

                                                                                                           

                                                                                                          PlayStation открывает новый год трейлером новинок, которые ждут геймеров в 2024-м. Среди них затесались два ожидаемых релиза с неясной доселе датой выхода: ремейки Metal Gear Solid 3 и Silent Hill 2.

                                                                                                           

                                                                                                          Китайские исследователи, совершенно того не планируя, создали самый маленький и плотный узел из известных человечеству. В нём всего 54 атома, и у него нет концов — такой тип узлов называют трилистник, а по форме он похож на крендель.

                                                                                                           

                                                                                                          После выпуска первой тестовой версии Android 15 разработчик Мишаал Рахман отыскал в нём описание новой функции под названием Notification Cooldown. Она создана для того, чтобы пользователь меньше отвлекался на повторяющиеся назойливые уведомления, «прилетающие» на смартфон.

                                                                                                           

                                                                                                          Разработчики приложения Nordpass в сотрудничестве с независимыми исследователями обновили список из 20 самых «бесполезных» паролей. По словам экспертов, 17 из них хакеры взламывают менее чем за секунду. Кроме того, в этом году первое место в «антирейтинге» заняла новая комбинация символов.

                                                                                                           

                                                                                                          Недавно OnePlus выпустила первую бета-версию прошивки OxygenOS 14 для флагманского OnePlus 11, а теперь компания опубликовала полный список устройств, которые получат обновление до Android 14. В него попали даже старые и бюджетные модели. 

                                                                                                           

                                                                                                          Пользователи инсайдерской сборки Windows 11 обнаружили любопытное изменение в десктопной ОС. Речь о новом дизайне интерфейса программы установки, который, в отличие от самой операционки, долгие годы не получал никаких изменений.

                                                                                                           

                                                                                                          Инсайдеры обнаружили в свежей тестовой сборке Windows 11 небольшое, но важное изменение списка процессоров, совместимых с актуальной десктопной ОС Microsoft. Начиная с версии 24H2, она перестанет запускаться на ПК с устаревшими чипами, не поддерживающими определённую инструкцию.

                                                                                                           

                                                                                                          В Китае спал запрет на публикацию обзоров нового vivo X100 Pro, поэтому известный блогер Ice Universe поспешил поделиться первыми впечатлениями от камеры смартфона. Чтобы не быть голословным, он показал примеры фотографий и сравнил их со снимками на Galaxy S23 Ultra.

                                                                                                           

                                                                                                          Сбер объявил о запуске полезной функции для тех, кто не любит носить с собой банковскую карту. Теперь клиенты банка могут не только снять наличные, но и пополнить ими свой счёт в банкомате при помощи мобильного приложения без использования «пластика».

                                                                                                           

                                                                                                          ASUS объявила о старте продаж новой беспроводной низкопрофильной игровой клавиатуры ROG Falchion RX. Среди её особенностей можно выделить интерактивную сенсорную панель, разные способы подключения и оптические переключатели.