Не так давно при Технопарке Mail.Ru, где на базе МГТУ имени Баумана готовят веб-разработчиков и системных архитекторов, открылась лаборатория. В ней у всех желающих принимаются заказы на создание веб и мобильных приложений, которые будущие веб-разработчики делают в рамках учебной практики. Ситуация, как модно сейчас говорить, – типичный win-win: студенты набираются реального опыта, решая настоящие «боевые» задачи, а заказчики приложений получают качественный готовый продукт на выгодных условиях. Как родилась идея проекта и способны ли студенты сделать хорошие мобильные приложения – мы обсудили с Дмитрием Волошиным, директором департамента исследований и образования Mail.Ru Group.
Дмитрий, давайте немного издалека: что конкретный человек приобретет, придя в Технопарк? В чем его ценность для конечной аудитории?
Начну сразу с драмы, поскольку драма автоматически делает любую историю гораздо интереснее. Наша драма в том, что подавляющее большинство ИТ-специалистов, которые выпускаются из вузов, не имеют достаточного практического опыта. Российские учебные заведения, которые готовят айтишников, традиционно славятся мощной фундаментальной базой, а вот практическими навыками, к сожалению, порой пренебрегают. В итоге в компании приходят очень сильные, толковые, молодые специалисты, но у большинства из них есть пробелы по двум направлениям. Во-первых, они не умеют решать реальные задачи. Во-вторых, они не обладают социальными навыками, которые необходимы в современной разработке. Это ведь командная история, и то, насколько человек в ней эффективен, напрямую зависит от таких вещей, как способность находить взаимопонимание с коллегами и партнерами, презентовать свои идеи, управлять своим временем и так далее.
На практике это выливается в то, что такие сотрудники нуждаются в длительной адаптации на производстве, на которую работодатель обычно тратит огромный ресурс – стоимость рабочих часов так называемых менторов. Наши образовательные проекты созданы для решения этой проблемы: они готовят специалистов-практиков. В Технопарке, который создан на базе МГТУ имени Баумана, учатся web-разработчики и архитекторы высоконагруженных систем, а в Техносфере (на базе факультета ВМК в МГУ) – крайне востребованные сейчас аналитики-программисты в области больших данных. Таким образом, в МГТУ студенты идут по инженерному пути, а в МГУ – по исследовательскому.
А зачем понадобились лаборатории?
Дело в том, что очень важную часть нашей учебной программы занимает стажировка. Изначально студенты стажировались в Mail.Ru Group, однако осенью прошлого года мы создали в Бауманке и МГУ лаборатории, где тоже можно пройти стажировку. Кому-то так удобнее: не нужно, например, ехать на другой конец Москвы в офис, можно просто перейти из одной аудитории в другую. В этих лабораториях студенты работают над задачами Mail.Ru Group. В Технопарке, например, это сложные высоконагруженные проекты в области веб-разработки. А в Техносфере стажеры занимаются исследованием алгоритмов таргетинга для рекламных кампаний Mail.Ru Group, а также пытаются создать эвристики, которые позволяют улучшить качество рекламной выдачи.
Но очевидно, что чем разнообразнее задания, над которыми студенты работают во время практики, тем более разносторонним получается опыт. Поэтому в дополнение к задачам Mail.Ru Group мы охотно принимаем кейсы от внешних заказчиков.
Учащиеся лаборатории участвуют в решении задач или создают некие конечные продукты?
Нам важно выпустить студентов, которым понадобится минимальная адаптация на рабочем месте и которые буквально с первого дня будут готовы включиться в решение конкретных задач ИТ-компании. А как научить их делать конечные продукты? Только предлагая им создавать их в процессе учебы. Именно поэтому раз в семестр наши студенты должны сделать собственный проект: в случае Технопарка это мобильное приложение. Кстати, дипломный проект – это тоже разработка мобильного приложения, которое, к тому же, студенты презентуют приемной комиссии, состоящей из топ-менеджеров Mail.Ru Group. А теперь есть еще и возможность поработать в лаборатории.
И есть уже компании, которые готовы делать вам заказы?
Да, безусловно. Например, не так давно наши студенты создали Android-приложение для проекта «Универсариум» — всероссийской открытой системы электронного образования, в которой представлены бесплатные онлайн-курсы ведущих российских университетов и научных центров. Функционал приложения практически полностью дублирует возможности сайта: с его помощью можно записываться и просматривать курсы, участвовать в дискуссиях и многое другое. Помимо этого, любой курс можно скачать себе на устройство, чтобы ознакомиться с ним позже в любом месте вне зависимости от наличия там доступа в интернет: по дороге на работу, в машине или на отдыхе.
Складывается ощущение, что вы зарабатываете на бесплатном труде студентов, как вы это прокомментируете?
Наши стажировки оплачиваются. То есть студенты оказываются в условиях, максимально приближенных к реальным «боевым», когда они являются наемными сотрудниками и работодатель ставит перед ними конкретные задачи, которые они должны эффективно решать. Единственное отличие от «реальной жизни» заключается в том, что стажеры работают в связке с опытным ментором, который кстати тратит на них свои рабочие часы.
Еще раз подчеркну, что это ситуация, в которой выигрывают все: студенты, набираясь опыта, повышают свою востребованность на рынке труда, заказчики получают хороший продукт, а мы как организатор проекта готовим сильных, «взрослых» спецов, которых в будущем надеемся увидеть среди наших сотрудников. Так что буду рад, если число тех, кто захочет воспользоваться ресурсом нашей лаборатории, будет расти.
На каких условиях сотрудничаете с заказчиками?
Конечно, нашим студентам очень нужны практические кейсы, поэтому у нас очень гибкий подход к работе с людьми, которые готовы их предоставлять. Например, с «Универсариумом» мы сотрудничали по бартерной схеме – коллеги запишут для нас онлайн-курс. Если задача будет очень интересной, мы готовы рассмотреть вариант, когда студенты возьмутся за нее на бесплатной основе. В общем, все обсуждаемо и зависит от каждого конкретного случая.
А не думаете, что заказчикам будет страшно доверять решение задач студентам?
Ну вообще, это довольно философский вопрос, ведь баги могут найтись и в продукте, над которым работало внешнее агентство, и даже – о ужас! – команда в in-house. Я считаю, что в случае нашей лаборатории гарантом качества выступает, во-первых, МГТУ имени Баумана и, во-вторых, опыт разработчиков Mail.Ru Group, которые создают без преувеличения лучшие в своих категориях продукты на рынке и тщательно мониторят весь процесс, в который вовлечены студенты.
А что происходит с конечным результатом работы студентов? Кому он принадлежит и кто его дальше поддерживает?
Результат работ принадлежит заказчику. Условия поддержки обсуждаются дополнительно, если заказчик хочет, чтобы поддержкой тоже занималась лаборатория.
Как попасть на работу в лабораторию?
В лабораторию можно попасть только в рамках стажировки на одном из наших образовательных проектов – Технопарке или Техносфере, а для этого нужно сначала в них поступить. Стажерская программа у нас не привязана к конкретному сезону, а действует постоянно. Подать заявку на участие в ней можно через специальную форму на сайте.
А с кем можно обсуждать возможность отдать в лабораторию заказ?
Можно написать мне на электронную почту d.voloshin@corp.mail.ru
Источник:
В яндексе лучше работать, к тому же от с ВШЭ сотрудничает, а это лучше, чем ищрядно слившаяся бауманка.
Значит Вы очень умный. :)
А у слова "офисы" нет альтернативной формы множественного числа.
Он про офицеров
Ненавижу Mail.Ru!
Лучше пусть трояны пишут для доктора паутины.
ок
угу, лучшие продукты.... Mail групп не может даже локализовать нормально... про разработку я молчу.....