Мобильные файтинги: мнение известного геймдизайнера и журналиста Александра Щербакова

Мобильные файтинги: мнение известного геймдизайнера и журналиста Александра Щербакова

23.07.15News91

Всем привет. Меня зовут Александр Щербаков, я продюсер, геймдизайнер и журналист. Возможно, вы помните меня по «Стране Игр», XS Magazine или по чему-то ещё. Например, по разухабистым трэш-проектам «Сталин против марсиан» и «Евгений Онегин», от которых в ком-то рождалось или умирало чувство прекрасного. Или по моей работе в Holy Warp. Это моя первая колонка для 4PDA, и в ней я хотел бы изобразить из себя акына, выступив в жанре «что вижу, о том и пою». Что, наверное, правильный формат для колонки. Речь у нас пойдёт о файтингах для мобильных устройств. И тема эта была выбрана неспроста.

Недавно у нас возникла производственная необходимость написать концепт файтинга для мобильных. Наша команда вообще пишет много концептов под разные интересные (и не очень) задачи. Сам жанр файтингов мне всегда был близок и всячески импонировал, и мне всегда было интересно поработать над такой игрой. Другое дело, что мы говорим о мобильном файтинге — а это совсем другой зверь. Вещь в себе, если угодно.

Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова

В процессе формирования документа и изучения вопроса мы с коллегами обменивались мыслями по этому поводу. И тут появилась идея написать по этому поводу колонку. Она, скажем так, продемонстрирует, над чем приходится размышлять продюсеру и геймдизайнеру. И — что ещё важнее — мобильные файтинги на поверку оказались очень хорошей иллюстрацией многих процессов в индустрии, особенно в мобильной. Так что на самом деле эта колонка даже не совсем про них. Файтинги — так, формальный повод.

 

Для сельской местности

Следует начать с того, что файтинг для портативных систем — вообще крайне своеобразное зрелище. Уместно будет обратиться к истории, вспомнить времена классических портативок: Game Boy и Game Gear. Первый «мобильный файтинг», в который лично я играл, и который был у меня в коллекции, назывался Primal Rage, и выглядел вот так.

Следует сделать поправку, что это 1995 год и восьмибитная игровая система. То есть, в то время это не смотрелось таким убожеством, как сейчас. А вот с точки зрения геймплея проект совершенно не устарел: каким дерьмом он была тогда, таким и остался. И тут мы подходим к традиционной проблеме карманных файтингов: это кастрированные игры. И с точки зрения графики, и, что важнее — с точки зрения игрового процесса. Я понимаю, что большинство аудитории страшно далеко от Primal Rage, поэтому вот вам Mortal Kombat 3 для Game Gear.

Гурманы могут также посмотреть на YouTube «невероятный» Mortal Kombat для чёрно-белого Game Boy. Ну, то есть, раньше это всё могло существовать только в порядке безобидного курьёза. За очень редкими исключениями. Человек хочет в дороге поиграть в файтинги, потому что их любит — он идёт в магазин за дорогим сердцу Mortal Kombat или Street Fighter. И получает его. На лопате. С горкой.

Похожая ситуация вообще была свойственна для многих жанров, когда кастрация неизбежна, и приходится мириться с её последствиями. Со временем ситуация заметно исправилась. Во времена PSP всё было уже туда-сюда, работало, игралось без ругани и сломанных пальцев. Но всё равно было очевидно, что, как правило, на карманном устройстве ты получишь лишь тень того опыта, который доступен тебе на старшей системе. Существовавший тогда мобильный рынок казался порталом в ад. Это сейчас многие считают, что «мобильные игры» появились с выходом iPhone, и потом рынок ка-а-а-к начал расти! Но вообще он существовал и раньше, и так или иначе перетёк — выйдя на качественно иной уровень — на iOS и Android (ну и Windows Phone, конечно).

Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова

В своё время я с исследовательской целью купил файтинг для Java ME. Я тогда немножко разрабатывал игрушки для телефонов (аж целую одну!). Это был Medieval Combat: Age of Glory от Gameloft — очень красивый пиксельный проект. Который пытался побороть телефоны: у них же кнопочки с циферками, там не то что в «драки» рубиться — позвонить-то иногда проблема. Соответственно, разработчики пытались адаптировать геймплей под устройства. С очевидным результатом: играть плюс-минус удобно, но это ни о чём. Это не игровой процесс, это издевательство, «бей-беги».

 

Засвайпай насмерть

Современные карманные системы — достаточно мощные и бескнопочные — быстро получили порты самых разнообразных файтингов. И некоторые из них были вполне приятны — посмотрите, скажем, на классические The King of Fighters. Нормальные порты нормальных игр, без компромиссов и кастраций.

Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова

Вот только «бескнопочные» означает серьёзные проблемы с управлением. И «без компромиссов» значит, что игру купит только относительно (окей, очень) узкая аудитория. Массовая же вообще никогда не слышала про The King of Fighters. Это, в общем-то, не проблема: ниша себе, и ниша. Это нормально. Но подразумевается, что такой порт будут продавать за деньги. А мобильная аудитория всё меньше склонна платить за paid-приложения (это я очень мягко сформулировал мысль).

Итого, мы получаем ситуацию, когда классический, нормальный, человеческий и неадаптированный файтинг на мобильной системе — это странный продукт, который вообще мало кому нужен. Поэтому в последнее время мобильные файтинги не портируют, а адаптируют. Превращая в неклассические, ненормальные и нечеловеческие.

Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова

Когда я описывал core gameplay мобильных Injustice и Mortal Kombat X тем, кто не видел этих тайтлов, люди покатывались со смеху. Удар тапом, тап двумя пальцами — блок. Молотишь пальцем по экрану и ждёшь, когда наполнится линейка суперудара. Активируешь её — и пытаешься засвайпать противника до смерти. Офигенно поиграл в мортальник! Можешь задонатить и купить Саб-Зиро. И тапать дальше, хоть до посинения.

Mortal Kombat X — очень показательный пример. На консолях это один из главных файтингов года. Ладно, просто главный. Мобильная версия — это вообще не порт. Это совершенно самостоятельное произведение. И, строго говоря, от файтинга там осталось немного. До этого аналогичную операцию те же парни провернули с упомянутым Injustice: Gods Among Us. И результат, как принято говорить в таких случаях, превзошёл все ожидания.

Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова

Это совсем другая игра, она сфокусирована на широкой и весьма казуализированной аудитории. Управление полностью адаптировано под тачскрин, нет никаких джойстиков на экране (это «файтинг», в который можно играть одной рукой или даже одной ногой). Она даже не skill-based — от умения пользователя зависит достаточно мало, хотя некоторый тактический элемент присутствует.

Тайтл вышел в Top Grossing. Если бы это был тупой порт (с кастрацией и упрощениями) по платной модели, долларов за пять, он собрал бы значительно меньше денег. Тут рынок, детка. Поэтому после Injustice решение вопроса было очевидно: мобильный Mortal Kombat X стал развитием идей мобильного Injustice. А условный The King of Fighters (не стоит воспринимать название буквально) и дальше может играть в хардкор.

 

Антифайтинг

Соответственно, когда мы садимся за концепт-документ файтинга для iOS и Android, мы автоматом смотрим на самые успешные образцы жанра на этих платформах. Полумеры, вроде условно-бесплатной (но всё равно платной) Killer Instinct для Xbox One, здесь работать не будут. Другая аудитория, да ещё и геймпада нет. Я уж молчу про инвестиционную привлекательность проекта.

Если мы зарубаемся в хардкор, то это попытка прострелить ногу самому себе. Проще уж тогда сразу втариться в консольную разработку. Например, скачиваемую для PSN. Там с нас будут спрашивать другие люди. И в конкурентах будут компании и люди, которые делают файтинги (а это очень узкий, очень специфический жанр) не просто годами — десятилетиями. И с другими бюджетами. То есть, это принципиально другая задача.

Ещё один мобильный файтинг, о котором нельзя не упомянуть — Shadow Fight. Это продукт, многие компоненты которого близки к гениальности. Кроме шуток. Учитывая платформу и аудиторию, естественно. Что интересно, даже в Shadow Fight 2 не стали отказываться от джойстика на экране. Тапать одной рукой здесь нельзя, всё серьёзно, по-старинке. Но только внешне. Потому что когда человек залипает в Shadow Fight, он на самом деле играет не в файтинг. Он играет, условно говоря, в Diablo. Он прокачивается. От этой печки пляшет и Mortal Kombat X.

Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова

Все эти игры, как и большинство успешных мобильных проектов, стараются не быть skill-based. То есть, от умения пользователя в идеале не должно зависеть ничего. Это встаёт в прямое противоречие с тем, что являют собой файтинги. Где люди реально учатся драться, бороться,, и иногда это принимает нездоровые формы. Street Fighter, как мы все знаем — турнирная дисциплина. Фреймдата, десятикнопочные комбо, вот это всё.

Кстати, поэтому очень забавно выглядят создатели Shadow Fight, когда начинают позировать с геймпадами. Или же ставят на конференциях стенд, где гоняют на громадной плазме игру, а управляется она с контроллера для Xbox 360. Игра-то вообще не про это. Если оценивать core gameplay для core-аудитории, тут он ощутимо уступает тем же Primal Rage и Mortal Kombat 3 для Game Gear. Геймпад для этого совершенно не нужен. Собственно, даже и не особо важно, как играете вы. И что там за core gameplay.

Компьютерный оппонент вообще может быть полным кретином. Если у него рейтинг impossible (относительно вашего текущего уровня), это не значит, что он начнёт демонстрировать вам чудеса кунг-фу. Обычно он с грацией паралитика будет изображать судороги в режиме слайд-шоу. Но метким ударом вы снимете у него 1% линейки, а он у вас — половину. Игра про прокачку. А есть там джойстик на экране, нет там джойстика — это уже детали.

Мобильные файтинги: мнение журналиста и разработчика Александра Щербакова

Сообразно при написании документации мобильного файтинга возникает интересный челлендж. С одной стороны, ты вспоминаешь, как в детстве запоем рубился в Street Fighter II. С другой — тебе семью кормить. Это попытка сделать файтинг и антифайтинг одновременно. Причём такой путь любопытен ещё и потому, что проект должен же чем-то выгодно отличаться от флагманских представителей жанра. Прямой клон Mortal Kombat X не будет работать хотя бы уже потому, что у тебя нет бренда Mortal Kombat.

Это интересная задачка для геймдизайнера. И у меня есть пара любопытных идей. (И нет, Сталин с марсианами в концепт не попали, можете дружно выдохнуть).

 

Автор текста: Александр Щербаков

Источник: 4pda.ru


Самые комментируемые

    Рейтинг комментирующих

    AррРrоmo

    Aрр Рromо
    • Volf_34s
      "Компьютерный оппонент вообще может быть полным кретином. Если у него рейтинг impossible (относительно вашего текущего уровня), это не значит, что он начнёт демонстрировать вам чудеса кунг-фу. Обычно он с грацией паралитика будет изображать судороги в режиме слайд-шоу. Но метким ударом вы снимете у него 1% линейки, а он у вас — половину"

      ну золотые слова!
      Именно поэтому мобильные файтинги - полное г.
      В т.ч. и Shadow Fight
      • KiriNes
        Volf_34s,
        "Именно поэтому мобильные файтинги - полное г. "
        Пожалуй дополню фразу
        .... собственно, как и большинство мобильных игр.
        • Sleeper12
          да вообще все мобильные игры. кроме Angry Birds, конечно.
          • pdalife 1
            Sleeper12,
            Охерел?
            А как же серия гта?
            • chichigin1995
              pdalife 1,
              Тоже, скверно пахнет
              • Lindström
                chichigin1995,
                Ты, главное, не ешь
                • chichigin1995
                  Lindström,
                  Я имеливвиду что гта на телефонах не место, я сам 5 в стиме купил
                  • Lindström
                    chichigin1995,
                    Почему?! Я никогда не играл в ГТА на компе, но на PSP и Android играл с большим удовольствием. У меня вообще ГТА ассоциируется с портативными платформами, особенно с PSP. Впрочем, за последний год я вообще ни разу в компьютер не играл...
                    • NathanSpencer
                      Lindström,
                      Ну не. Игра явно не под тач, хотя вообще забавно, что самые лучшие игры на андройд - порты, кроме десятка - двух типа: Hitman Sniper или Republique которые хороши именно тем, что платные, а не чёртов фритуплей. А на счёт управления, то оно неудобное не только во многих портах, но и во многих мобилках.
                    • Aleks2899
                      chichigin1995,
                      Это тоже скверно пахнет. Если в GTA 4 было хоть какое-то удовольствие играть на PC, то в 5, играть абсолютно убого. Я забил на это и скачал себе на консоль, ибо там хоть играть более менее удобно. Консоль FOREVER!
                • Lindström
                  pdalife 1,
                  А как же Flappy Bird? A Timberman? A Doodle Jump? Шэдэвры игравой индустрии!
                  • Brooderban
                    Lindström,
                    я например так не считаю. их популярность для меня загадка. возможно, в развитии человечества наметился сбой. поэтому нашлось несколько миллионов людей, которым это могло понравится.
                  • KiriNes
                    pdalife 1,
                    Какая ГТА? СА? Дак ее все нормальные люди 10 лет назад прошли на нормальном управлении)))
                    • D-Man610
                      KiriNes,
                      Телефон плюс геймпад = нормально управление
                      • KiriNes
                        D-Man610,
                        Это костыли, тоскать с собой геймпад, чтобы играть в тайл 10летней давности-это сильно)))
                    • Shetoks
                      pdalife 1,
                      GOF2 ЕДИНСТВЕННАЯ годная мобильная игра.
                      • Baphometa
                        Shetoks, Герои 3 - единственная годная "мобильная" игра. :)
                        • Shetoks
                          Baphometa, во-первых она - порт. А во-вторых, сравнивать их глупо :\
                          • ai_gelios
                            Baphometa,
                            Их кстати допилили до ума?
                            • Baphometa
                              ai_gelios, не знаю. У меня на iPad air никогда не глючили.
                      • sektor26
                        Sleeper12,
                        Соглашусь, но есть исключения, например dead space, я никогда бы не смог подумать что на iPad поиграю в игру, которая меня действительно затянет!)
                      • rabenkralle
                        KiriNes,
                        Не скажите. Valiant Hearts, например, великолепнейшая игра. На компе в нее играть не серьезно. Rayman неплох. По крайней мере визуально. Banner Saga, Walking Dead (люблю поиграть на айпаде, там толком и игры то нет). И т.д. Даже X-Com с учетом урезаний все-таки хорош. Надо учитывать геймплейные особенности платформы. В пошаговые игры играть на планшете без проблем. В простенькие гоночки можно, но файтинги даже не на всех консолях хороши. Например, на ХВОХе 360 одно мучение играть в файтинги. Без нормальной крестовины толком и приемы не сделать. Я замучился убивать Шао Кана в МК2011. Ну невозможно играть, когда жмешь стрелку, а хрен знает насколько точно она нажалась и точно сейчас персонаж сделает шаг вперед, а не прыгнет. Так что везде есть свои нюансы и стоит их учитывать. Хочешь нормальный файтинг - возьми PSP и PlayStation.
                        • KiriNes
                          rabenkralle,
                          "По крайней мере визуально"
                          Кроме визуализации куча других факторов. В тот же райман круче играть на тех же консолях, удовольствие больше получаешь.
                          "Надо учитывать геймплейные особенности платформы"
                          Вот именно. Большая часть игр заточена под механическое управление. Особенно файтинги.
                          Соглашусь на счет того, что возможно в тот же х-сом не плохо играется (кстати явно не лучше чем на пк и консолях).
                      • Volf_34s,
                        Кстати, не только мобильные. В том же "полноценном" Injustice такая же хрень.
                        • Lindström
                          Он не ответил на главный вопрос: почему нельзя сделать нормальный файтинг для сенсорного экрана? "Левой ходу, правой навожу" - классическая система управления, которая везде одинакова. Сделать слева джойстик, а справа пару-тройку наэкранных кнопок для разных ударов (рука, нога, суперудар). И красивую графику. А геймплей как в классическом МК или СФ. В чём проблема? Графику можно сделать охухух, современные видеоускорители потянут, а старые всё равно в топку. Геймплей же, которые я описал, вроде "не кастрирован". В чём проблема?

                          З. Ы. Если я в чём не прав, просьба пояснить
                          • Dmtcher
                            Lindström,
                            Проблема в том, что дело не столько в управлении, сколько в принципах игры: в полноценных файтингах решает только скилл, а не прокачка/донат и тп. При этом даже на консолях и ББ файтинги весьма нишевый продукт, и, если учитывать, что наибольшей популярностью на мобильных платформах пользуются казуальные игры, финансовые риски разработчиков очень велики.
                            • Baphometa
                              Lindström, классический файтинг подразумевает кучи комбо с использованием до 4-6 кнопок одновременно. Как-то слабо себе представляю возможность нормально делать комбо на сенсоре, постоянно не те кнопки зажимать будешь.
                              • KiriNes
                                Baphometa,
                                Добавь еще сюда удовольствие от нажатия механических кнопок как таковых.
                              • KiriNes
                                Lindström,
                                "И красивую графику."
                                "Графику можно сделать охухух, современные видеоускорители потянут, а старые всё равно в топку"

                                Чем-то попахивает.

                                " Сделать слева джойстик, а справа пару-тройку наэкранных кнопок для разных ударов (рука, нога, суперудар)"
                                " Геймплей же, которые я описал, вроде "не кастрирован""

                                Кастрирован, и ты даже не представляешь как сильно.

                                " Если я в чём не прав, просьба пояснить"
                                Поиграй в файтинги на консолях (на пс3,пс4) и поймешь. Там левый стик помимо движения отвечает еще за комбо (при его прокрутке)+правый стик (в доа, как используется уже не помню, давно играл). Добавть сюда еще 4 кнопки справа на геймпаде и 4 кнопки аналоговые (вроде так называются R1, R2, l1, l2). Не реально столько уместить на сенсоре, а то, что ты предложил, дак это еще приметивней мк на сеге.
                            • WWETheRock
                              Офигеть, Щербаков теперь для 4pda пишет. Помню, когда СИ была актуальна, она же тоже существовала для аудитории консольных пиратов, которых хлебом не корми, дай консоль прочиповать. Здесь такие же, по сути. Наверное, с ними приятнее работать
                              • noacid
                                WWETheRock,
                                Знаете Щербакова эпохи "СИ"? Плюс вам в карму - один из любимейших авторов тех времён, наряду с Купером, Разумкиным и Амирджановым.
                                • FireDragonS
                                  noacid,
                                  Страна Игр... Когда не было интернета и журнал покупался на 70% из-за диска... Давно это было)
                              • swarog11
                                мортал комбат икс на смарте никакой не файтинг.
                                • noacid
                                  swarog11,
                                  Это теперь называется "свайп-файтинг".
                                  • Cat2324
                                    Смешно то,что этот Брейн с ютуба играет на своем айфоне в этот мобильный Мортал комбат X.)))) Ну не лошара ли.
                                    • CROW53
                                      Cat2324,
                                      У него лям подписчиков, а чего добился ты?
                                      • pupsik779
                                        CROW53,
                                        Ну раз он лошарой его назвал только лишь потому что он снимает видео с игрой на телефоне, то да... он добился огромных величин успеха))))
                                      • D-Man610
                                        Cat2324,
                                        Игра на самом деле интересная
                                        • Dreamer...
                                          первые пол часа
                                    • lucart
                                      эх...былые времена мк3...соул калибур и тейкен... сколько же джоев сломано, сколько уроков прогуляно...
                                      • sektor26
                                        lucart,
                                        Я лично сломал около 6-7 джойстиков на сегу, просто от того что проигрывал другу в мк3, просто брал за провод и бомбил их о пол 😅
                                      • sup4ik
                                        Играл я в Killer Instinct на гбк и был доволен. Не так удобно было, как на супер нинтендо и картинка отстойная, но возможность мочить человечков комбами сидя на уроке доставляла удовольствие.
                                        • pantheist
                                          джентельмены, делитесь идеями: я полагаю автор статьи не просто так опубликовал её, а с целью завлечь нас в увлекательную дискуссию результат которой можно будет применить в концепции будущего мобильного файтинга))) я, в свою очередь, предлагаю тапать по экрану не пальцами, а кулаками и ногами, для большего реализма (и иногла головой для суперударов)))
                                          • chichigin1995
                                            pantheist,
                                            Как раз скоро на новом айфоне будет технология позволяющая экрану распознавать силу нажатия))
                                            • NathanSpencer
                                              chichigin1995,
                                              Мммм... Не терпится посмотреть на предел этой силы нажатия. Будем ждать тупых роликов про продавливание экрана айфона пальцами.
                                          • Huliganjetta
                                            А мне нравиться играть в файтинги на мобилках, отлично подходят они для этого. Всякие головоломки на телефоне хороши, легкие квесты, и тайм менеджеры с фермами ну и файтинги. В тот же соул калибр гамал почти каждый день в течении пары месяцев по дороге на работу, да и в другие тоже иногда играю
                                            • KiriNes
                                              zhuravlevnikolay,
                                              "А мне нравиться играть в файтинги на мобилках, отлично подходят они для этого. "
                                              А вы знаете толк в извращениях
                                              • Huliganjetta
                                                KiriNes,
                                                в соул калибр все нормально управляется
                                            • paha_13
                                              Primal Rage на сегу доставляла очень, добивания же есть!
                                              Переиграл в кучу файтингов, на денди, сегу, snes. Помню когда купил картридж дендевского пиратского МК, количество одинаковых перекрашенных бойцов тогда не веселило)))

                                              Вообще из файтингов у нас в детстве прижилось не так уж много.
                                              Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters лучший(!) файтинг на NES. Любимые черепахи и брутальность, милые черепашки смотрелись так круто и по взрослому.
                                              UMK конечно был фаворитом, открывались рты от графики, количества бойцов и добиваний + куча всяких секретов.
                                              WWF Wrestlemania был глотком воздуха после UMK, комком драйва, играть было одно удовольствие.

                                              Если и создавать файтинг, то нужно выписать все плюсы из вышеуказанных игр, особенно с Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters. Файтинг очень простой в управлении, 2 кнопки для битья и пользовался такой популярностью, не из за черепах (хотя частично да), а из за того что был просто отличной игрой (да и конкурентов то не сделали на нес)
                                              • paha_13
                                                paha_13,
                                                кстати на эмуляторах для телефона в файтинги не играю, в UMK как мне кажется адски сложно будет сделать комбо на сенсорных кнопках) хотя геймпад есть к телефону)
                                              • gkv666
                                                Shadow fight вполне неплохая игра, что бы скоротать время, зря вы. Конечно, когда она только появилась, без этих магий, оружия и так далее, она была ближе к настоящему файтингу, но и так неплохо.
                                                • doctorevil
                                                  Для нормального файтинга не хватает смарта в стиле xperia play с современным железом. Геймпад - костыль.
                                                  • hedgehog123
                                                    файтинги на мобильной платформе мертвы!
                                                    если вы играли в Теккен 6, Диссидию, и тот же самый Soul calibur blazzblue на псп, то вы знаете чего не хватает файтингам на моб устройствах- Геймплея, комбинаций ударов и драйва, и да донат убивает
                                                    печально что на столь мощном железе не делают игр ААА класса
                                                    Даные же игры которые представляют как файтинги, это унылые 2 удара 2 подката
                                                    • Pliman
                                                      hedgehog123,
                                                      Ооо да, диссидия это моя любимая игра на зызе и любимый файтинг! Наиграл часов 800 (включая duodecim) очень жаль что нет и вряд ли будет продолжение на старшие консоли!
                                                      P.S Фирион рулит, меня никто ни разу не побеждал, даже весьма опытные соперники не могли меня даже ранить)) поэтому никто и не хотел потом со мной играть...
                                                      • Snow_ss
                                                        hedgehog123, на каком мощном железе? Которое уступает раз в 10 действительно мощному железу со стационарных устройств?)
                                                        Смысл делать ААА проекты, если для этих целей можно использовать консоли и РС, цены на которые в 10-20 или больше раз, чем на мобилках. Да и развернуться геймдеву там есть где.
                                                        • KiriNes
                                                          Snow_ss,
                                                          " ...консоли и РС, цены на которые в 10-20 или больше раз, чем на мобилках"
                                                          С этого момента поподробнее))
                                                      • Pincha2014
                                                        Поэтому играю в МК на эмуляторах PS1 и PSP😊
                                                        • 96rivers
                                                          имхо нормальный файтинг прижился бы и на мобилках. достаточно упразднить прыжки и заменить стик на две стрелки или слайдер - сразу пропадет море проблем связанных с управлением. и попробовать завязать механику на контрударах. короче, dead or alive прижился бы)
                                                          • KiriNes
                                                            96rivers,
                                                            Вся фишка файтингов (как уже говорили выше)-это скилл, хардкор и сложные комбинации. Проблемы с управлением может и пропадут, но будет уже не торт. А в ДОА (насколько я помню) очень много комбинаций. Помню играл в 5-ю часть на пс3, так там были комбинации, когда нужно было прокручивать стик на определенный градус в определенном положении, а потом еще нажимать пару кнопок, не знаю даже как это на сенсоре можно реализовать.
                                                          • uzzz07
                                                            Мое предложение вместо джойстика сделать в левом нижнем углу небольшое поле, что то вроде трекпада, на котором пользователь во время поединка будет рисовать символы. Каждому символу назначить определенный прием. Например символ в виде U,удар ногой. Перевернутая U,удар рукой, / удар головой ит.д. Комбинации символов дают возможность применения комбо. Конечно это потребует определенных навыков и большого экрана 8-10 дюймов, но в итоге это будет похоже на файтинг. Я так думаю.
                                                          • uzzz07
                                                            Правую сторону использовать для простого тапа для блокировки ударов соперника.
                                                            • Pliman
                                                              На ps vita вон есть mk 9, полный порт за иселючением графики, купил и не жалею, ибо полноценный мк в дороге (а не этот ущербный кусок анализов mk x для андроида)- вот это вещь!
                                                              • noacid
                                                                Pliman,
                                                                Но графику они жутко порезали - смотреть противно. Tekken для PSP выглядел лучше, серьезно.

                                                                А вот Injustice для PS Vita очень приятный внешне, изучили архитектуру нормально.
                                                                • Pliman
                                                                  noacid,
                                                                  Согласен, графон ужасен, но не в нем же дело) когда играешь- не замечаешь этого, геймплей тащит))
                                                                  • noacid
                                                                    Pliman,
                                                                    Да понятное дело, что графон не главное, но в MK он всегда играл важную роль. Ну, старые выпуски были типа-фотореалистичными, эпоху PS2 мы забудем, как страшный сон, а 9 и X смотрятся просто лучше всех на свете (особенно X). Так что... ну... геймплей геймплеем, а графика всё равно жуть :)
                                                              • Zergio
                                                                "...мнение известного геймдизайнера и журналиста Александра Щербакова".
                                                                Билл Гейтс, Стив Джобс, Мадонна, Джони Депп - это известность. А цитата сверху - это мания величия. Дохтора, позовите дохтора!
                                                                • noacid
                                                                  Zergio,
                                                                  Вы просто не застали, видимо, времена ранней "Страны игр".
                                                                  • noacid,
                                                                    простите, но геймленд почитывал сопливым подростком году эдак в 1996-1998гг. Именно тогда это был Журнал, обзоры были, картинки были, до сих пор помню как выглядели некоторые развороты. Вот только г-на Щербакова не помню. Согласен с автором - дела красят человека, а не где он штаны протирал в определенный период жизни. Про названные "регалии" про Онегина и Сталина - лучше вообще промолчать, так как человек назвался гейм-дизайнером, а не треш-дизайнером. А указанные выше наименования иным словом, кроме как треш - назвать сложно.
                                                                    • noacid
                                                                      pch.a,
                                                                      Почитывали бы в 2000-2005, например, иначе бы на ситуацию смотрели. И там, в начале 2000-х (и ещё в 2010-2012) г-н Щербаков как раз творил в полную силу, создавал интересное и приятное.

                                                                      К вопросу о фигуре самого Александра - она спорная, кто бы спорил (пардон за каламбур). Но вам предлагают ИНОЙ взгляд на вещи, необычный, изнутри. Он может не нравиться, бесить, но он есть и в совершенно открытом доступе (в отличие от платных журналов). А само его творчество... ну... трэш не отменяет мастерства. "Онегин", к слову, был крайне занятным.
                                                                      • noacid,
                                                                        как бы вам пояснить... Сам имею отношение к "дизайну" в широком смысле этого слова. То есть создаю идеи, или довожу чужие до того состояния, когда они начинают увлекать. Так вот, можно сделать ГЭГ, или Горький 17, или быть Гоблином или Сноуболл(если повезет) - то есть делать классные вещи, которые были оригинальны и которые были успешны в своем формате. А можно сделать "Сталин против марсиан", когда одно название сразу дает понять где раки зимовали и кто им компанию составлял. Меня смутила самопрезентация автора, который это поставил себе в ачивменты говоря языком автора(который упорно отказывается применять русские слова, вместо английских: коре геймплей - ядро игрового процесса или просто ядро). Ну а дальше - пошло поехало. Если нам предлагали диалог, то я этого не увидел ни между строк, ни по тексту. Все изложенное мое личное мнение разумеется.
                                                                        • noacid
                                                                          pch.a,
                                                                          Мне, честно говоря, искренне приятно читать такие вот мнения и отклики на статьи. Они продуктивны, они без "воу-воу, это же милсдарь Щерабков!!!".

                                                                          Так вот, вы и правы и не правы, как мне кажется. Приведённые вами примеры объективно НЕ ТРЭШ, но КИТЧ. Это категорически разные вещи, вы и сами, я более чем уверен, понимаете. Поэтому представление автора в рамках колонки - это тоже элемент трэша, нотка подстёгивания читателей. Александр, между тем, большой души человек - вы просто откиньте скепсис и читайте между строк (нет, диалога там нет, как мне кажется, но есть здравое зерно).
                                                                  • (Комментарий удален)

                                                                    • noacid
                                                                      D-Man610,
                                                                      ...он дар богов!
                                                                  • Простите, а о чем статья?... Читал-читал, смотрел-смотрел, а в итоге все оборвалось не начавшись. Где мысли гейм-дизайнера, где концепты, где осторожное прощупывание идей?... В общем какой-то пшик, уж извините. Надеюсь, что как гейм-дизайнер автор выглядит более профессионально, чем как журналист. Так-то порассуждать на тему Golden Axe на CGA графике может добрая часть аудитории.
                                                                    • parser.log
                                                                      pch.a,
                                                                      А чего тут не понять, это просто мысли в слух, Щербаков и Со. как любители хардкорных файтингов задумали создать оный на мобилках, но так как им тоже надо кормить семью, то они как бы сразу извиняются за ту донатную хрень, которая в итоге скорее всего получится.
                                                                      • parser.log,
                                                                        вот, честный ответ, сразу поднимает настроение)
                                                                    • butcher31337
                                                                      как можно натачскрине в это играть?
                                                                      Vita же есть
                                                                      • noacid
                                                                        butcher31337,
                                                                        Не у всех, увы...
                                                                      • Brooderban
                                                                        Хорошая статья, приятно видеть, замечательных авторов и тут, наконец то.
                                                                        • Slawentiy85
                                                                          а в soulcalibur никто не играл разве?
                                                                          • JanJab
                                                                            Объективно, он во многом прав:
                                                                            1.Тач и "файтинги" на мобильные устройства не позволяют пока получить ту свободу действий, что дают геймпады, консоли и пк.
                                                                            2.Донат, который опошляет и каверкает далеко не только одни лишь файтинги.
                                                                            • Brahner
                                                                              статья не о чем. то что мобильные игры не полноценны, это и так понятно. к чему это размусоливание?
                                                                              • Ну да, ну да.. если бой с тенью 2 еще куда не шло, то все остальное игры для тыкальщиков. Была гениальная игра Брюс Ли на старый андроид, ну и конечно Soul Calibur - который в плане файтинга просто ложит на лопатки все остальные!! (новые локации и герои открываются без доната - хотя мож у меня и фул-кряк))) Короче, рекламная статейка человека, который и файтингов на андроиде не нюхал с пределом гениальности в Shadow Fight 2. Автору - учи матчасть! )
                                                                                • parser.log
                                                                                  Щербаков молоток, все верно изложил так и есть, с некоторыми оговорками, например, я бы не стал называть мобильные the king of fighters (97 и 98, а именно про них речь, т.к. только они не кастриррованые) портами, т.к. по сути это эмулятор с оболочкой с биндингом клавиш на спешалы и нетронутый ром. Они только потому и хардкорны, что ром нетронутый, а нетронутый он потому что так дешевле сделать, запилить эмулятор, а потом только и знай ром меняй да биндинги, в итоге конечно получается малоуправляемая кака, но свои деньги, за счет фанатской ностальгии, видимо отбивает. А вот the king of fighters 2012 и 2013 вот это гораздо интереснее, это полноценные порты, конечно порезанные(убраны некоторые нормалы и спешалы), но в них вполне хорошее управление и глубина механики сохранена на приемлемом уровне, полный набор персонажей и полноценная графика, к примеру у campcom с их мобильными street fighter 4 volt и street fighter x tekken вышло гораздо хуже (убогая графика, мало персонажей, и никакущиая изуродованная механика).
                                                                                  • Dreamer...
                                                                                    На мой взгляд, отличным примером файтинга для сенсорных дисплеев была, незаслуженно забытая, Bruce Lee. А вообще, от нехватки файтингов спасает геймпад и эмуляторы. :)
                                                                                    • Если подходить к вопросу с головой, то надо сразу понять что файтинг на мобильном отличается от файтинга на приставке(или ПК) ровно на столько же, на сколько файтинг на приставке(или ПК) отличается от файтинга в спортивном зале. То есть этот жанр, как таковой, до сих пор еще не сложился и его законы не описаны. Разумеется дублирование джойстика сенсорными кнопками на экране - это мягко-говоря бред, так как сенсорный экран предполагает иные методы ввода информации. Также нужно найти разумное сочетание доната и умения игрока, чтобы люди были в равных ситуациях. Из описанного выше поддержу идею начертания символов обоими пальцами больших рук для создания комбинации ударов и движений - это довольно сложно, но хорошо дорабатывается до автоматизма и позволяет выписывать 10-символьные комбо. Также можно внедрить в игру "автоматическую тактическую паузу" через каждые 3-5с в течении которой игроки пишут комбинации, а потом воспроизведение происходящего. Можно добавить слоу-моушн во время тактической паузы, чтобы игрок мог начинать видеть что делает противник(исходя из начертанной символики) и выписывать свой прием исходя из контр-атакующих приемов. Ну и так далее. В общем, надо исходить из данности, а не упираться в то, что было модным 20 лет назад. Надо пробовать новые жанры, новые правила, новые принципы.
                                                                                      • pch.a,
                                                                                        также можно взять на вооружение правила фехтования: сначала один соперник объявляет атаку(второй соперник только защищается или контр-атакует), затем второй соперник объявляет атаку. То некий пошаговый алгоритм, когда сначала реагируешь на выпад врага, а затем контр-атакуешь сам.
                                                                                      • koblin
                                                                                        Это называется графоманством. Столько букв ни о чем... Сталин против марсиан - это вообще ужасный ужас.
                                                                                        • sektor26
                                                                                          Автор, есть идея по поводу того, как можно сделать удобные комбо-удары (если планируете наэкранный джостик) напиши, если интересно на мыло aliis-mсобакаyandex ru
                                                                                          • Velialus
                                                                                            Real Boxing и UFC примеры очень неплохой реализации файтинга на мобильных устройствах. Да, есть немалый донат, но, как убедился лично, прекрасно можно играть не потратив ни копейки. Но дело в том, что спортивные файтинги не подразумевают проведений фантастических комбо и супер-ударов, поэтому их управление проще реализовать на сенсорном экране. Особенно, это касается бокса. А хорошая реализация механики МК или SF невозможна на сенсорном экране.
                                                                                            • Arkham228
                                                                                              Velialus,
                                                                                              Те же тапы, только в профиль.
                                                                                              В боксе свайпы, в смешанных боях тапы+свайпы.
                                                                                            Кремний-углеродный аккумулятор и смартфон за 28 секунд — чем ещё удивила нас фабрика Honor?
                                                                                            36
                                                                                            31.01.24News

                                                                                            Фабрика компании, где производятся смартфоны, расположилась в пригороде Шэньчжэня. Именно здесь сейчас выпекаются новенькие Honor Magic6, которые сходят с линии со скоростью один смартфон за 28 секунд.

                                                                                             

                                                                                            Нынешний генеральный директор Intel Пэт Гелсингер в прошлом был одним из ключевых инженеров-конструкторов компании и принимал участие в разработке процессора i386 (Intel 80386). Очевидно, в то время 24-летний разработчик мечтал оставить свой след в истории и поэтому «расписался» на каждом выпущенном CPU.

                                                                                             

                                                                                            После новости о появлении на iOS в Европе сторонних магазинов и возможности загрузки приложений вне App Store многие явно задумались о создании европейского аккаунта. Но похоже, что Apple предусмотрела этот момент и ввела ряд ограничений на этот случай. 

                                                                                             

                                                                                            Смартфоны Samsung Galaxy S3 и Note 2, выпущенные ещё в 2012 году, уже давно лишились официальной программной поддержки. Впрочем, это не помешало энтузиастам запустить на «отменённых» устройствах современную ОС Android 14 — пусть для этого и пришлось пойти на компромисс.

                                                                                             

                                                                                            Госдума во втором чтении одобрила законопроект, регулирующий права между операторами связи и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Говоря простым языком — вскоре провайдеры получат свободный доступ в подъезды для размещения оборудования.

                                                                                             

                                                                                            Разработчик Адам Ежек нашёл необычное применение сетевому коммутатору Ubiquity UniFi Pro Max 48. Он использовал настраиваемую LED-подсветку его портов как импровизированный дисплей, и даже написал под него несколько игр. В своём блоге в соцсети X энтузиаст показал, как выглядит гейминг на телекоммуникационном оборудовании стоимостью более 100 тысяч рублей.

                                                                                             

                                                                                            Нидерландская компания Yandex N.V. объявила о продаже бизнеса «Яндекса» консорциуму частных инвесторов. Представители компании рассказали об ожидаемых следствиях реструктуризации и сообщили, кто станет её новым владельцем.

                                                                                             

                                                                                            В последние несколько лет всё больше геймеров жалуется на «повестку» в видеоиграх — навязываемое разработчиками расовое разнообразие, заниженные стандарты красоты женских персонажей и так далее. Оказывается, всё это результат целенаправленных усилий.

                                                                                             

                                                                                            Глава мобильного подразделения Samsung Тэ Мун Ро прокомментировал информацию о платной подписке на ИИ-сервисы для смартфонов Galaxy. Официальное заявление на этот счёт он сделал в рамках интервью порталу ET Telecom.

                                                                                             

                                                                                            По случаю 20-летия кнопочной раскладушки Samsung E700 компания выпустила специальную версию складного смартфона Z Flip5 с приставкой Retro. Аппарат выполнен в классической расцветке своего «прародителя», и получил несколько программных отличий от стандартной модели.

                                                                                             

                                                                                            Пользователи инсайдерской сборки Windows 11 обнаружили любопытное изменение в десктопной ОС. Речь о новом дизайне интерфейса программы установки, который, в отличие от самой операционки, долгие годы не получал никаких изменений.

                                                                                             

                                                                                            «Яндекс» обновил мобильное приложение «Дом с Алисой», добавив в него новые условия для создания сценариев. Разработчики рассказали, как это можно использовать на практике, опубликовав соответствующие инструкции в виде карточек с инструкциями.

                                                                                             

                                                                                            Разработчики приложения Nordpass в сотрудничестве с независимыми исследователями обновили список из 20 самых «бесполезных» паролей. По словам экспертов, 17 из них хакеры взламывают менее чем за секунду. Кроме того, в этом году первое место в «антирейтинге» заняла новая комбинация символов.

                                                                                             
                                                                                            Тормозные диски наносят больше вреда организму, чем выхлопные газы Популярное

                                                                                            Сотрудники Калифорнийского университета в Ирвине поделились результатами исследования, согласно которому основная часть выбрасываемых во время торможения частиц способна нести электрический заряд и последующий вред для здоровья людей. Эта работа может помочь в борьбе по сдерживанию источников загрязнения в крупных городах.

                                                                                             

                                                                                            Флагманский смартфон Galaxy S24 Ultra от Samsung доступен в продаже уже пару месяцев, но только сейчас владельцы аппарата обратили внимание на его необычную особенность — запах стилуса S Pen. Судя по многочисленным комментариям, от него исходит неприятный запах.

                                                                                             

                                                                                            Компания Apple запатентовала гибкий дисплей для мобильных устройств, заметно отличающийся от конкурентов по своим заявленным характеристикам. Компания намерена решить два главных недостатка таких панелей: это образование складки по линии сгиба и низкая стойкость к царапинам.

                                                                                             
                                                                                            AMD анонсировала новые процессоры Ryzen под сокет AM4 Популярное

                                                                                            В ходе мероприятия AMD Advantage Club компания сообщила партнёрам, что готовится к выпуску серии десктопных чипов Ryzen 5000XT для процессорного разъёма AM4. Кроме того, стало известно о других грядущих новинках «красного» бренда.

                                                                                             

                                                                                            Собрать достойный игровой PC, который ещё несколько лет будет тянуть почти всё «на максималках» — задача не из лёгких. Денег на это требуется немало, но двух пользователей DTF их отсутствие не остановило.

                                                                                             

                                                                                            Исследователи Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) представили мотор-колесо для электромобилей, которое на четверть меньше и на 20% экономичнее аналогичных разработок. В потенциале такая конструкция может использоваться для производства легкового и грузового электротранспорта.

                                                                                             

                                                                                            С 2022 года российские владельцы смартфонов Samsung могли использовать сервис Samsung Pay для бесконтактной оплаты покупок с помощью банковских карт «Мир», но уже в скором времени такой возможности у них больше не будет. Об этом официально заявила сама компания.

                                                                                             

                                                                                            Исследователи Чикагского университета создали программу Nightshade, призванное защитить авторские изображения от «нейросетевого» плагиата. Специальный алгоритм обрабатывает изображение так, что ИИ, который обучается с помощью «отравленной» картинки, теряет способность понимать пользователей и выдавать правильный результат. Разработчики рассказали, зачем это нужно, и продемонстрировали возможности своего детища.

                                                                                             

                                                                                            DOOM — это больше, чем просто игра. Это феномен, образ жизни, и, так уж вышло, целый мем. Народ давно привык к тому, что легенду запускают на различных компьютерах и не предназначенной для видеоигр аппаратуре, поэтому одна фанатка шутера решилась на ещё более оригинальный шаг.

                                                                                             

                                                                                            До сегодняшнего дня Apple заявляла, что АКБ iPhone 15 сохраняют 80% ёмкости после 500 циклов разряда/заряда. Теперь это значение увеличилось до 1000 циклов без каких-либо явных изменений в железе и ПО. По словам Apple, это объясняется постоянным обновлением компонентов АКБ и iOS, но настоящая причина может быть скрыта в новой норме Евросоюза.

                                                                                             

                                                                                            Intel объявила о грядущем «апгрейде» процессоров Core 12-го и 13-го поколений, которые получат поддержку технологии APO. Она была эксклюзивом новых чипов на момент анонса, но после серии негативных отзывов в свой адрес компания всё же пошла геймерам навстречу.

                                                                                             
                                                                                            SpaceX показала Землю «глазами» Starship из космоса [ФОТО] Популярное

                                                                                            Глава SpaceX Илон Маск опубликовал в своём блоге несколько снимков, сделанных на камеру космического корабля Starship во время его недавнего запуска. Они демонстрируют виды планеты с орбиты в ходе испытательного полёта.

                                                                                             

                                                                                            Канадская компания Sandvine поделилась статистикой веб-трафика, которая показывает его распределение по  объёму. Как оказалось, протокол BitTorrent переживает не лучшие времена — его изрядно потеснили сразу несколько популярных онлайн-площадок.

                                                                                             

                                                                                            Специалисты DeepMind — принадлежащей Google лаборатории искусственного интеллекта — объявили о разработке новой нейросети Genie («Джинн»), способной генерировать игры по текстовым запросам пользователей. Пока что модель умеет создавать лишь двухмерные платформеры, но даже имеющийся результат весьма впечатляет.

                                                                                             

                                                                                            На момент своего появления NVIDIA TITAN GTX была одной из самых мощных видеокарт на рынке. К её 11-летию журналисты PC Games Hardware взялись проверить, смог ли прогресс приблизить бюджетную видеокарту AMD Radeon RX 6400 к флагману 11-летней давности.

                                                                                             
                                                                                            Microsoft отключает свои сервисы в России. Пока не для всех Популярное

                                                                                            Поставщик IT-сервисов Softline сообщил, что новые санкции ЕС повлияют на работу сервисов Microsoft, Amazon, Google и других компаний на территории России. Компания опубликовала все известные подробности о грядущих «отключениях», и рассказала, кого они затронут.

                                                                                             

                                                                                            Вечером 30 января в доменной RU-зоне не открывались десятки сайтов — мессенджеры, соцсети, страницы доставок и госучреждений. Один из самых масштабных сбоев рунета заметили не все: для разных пользователей сервисы падали в разное время, а у кого-то и вовсе открывались как обычно. Например, об этом писали комментаторы 4PDA. Разбираемся, как так вышло.

                                                                                             
                                                                                            Мощный и недорогой POCO X6 Pro временно стал ещё доступнее Популярное

                                                                                            Весенняя распродажа на AliExpress в самом разгаре, а значит, нужно поспешить, чтобы успеть закупиться по выгодным ценам. Так, до 27 марта со скидкой можно приобрести POCO X6 Pro. Это один из самых мощных смартфонов среднего класса, у которого в придачу экран с высокой частотой обновления и ёмкий аккумулятор с поддержкой быстрой зарядки.

                                                                                             

                                                                                            Наконец-то состоялся глобальный релиз представленного осенью прошлого года в Китае Redmi Note 13 Pro+. В этой недорогой модели производитель применил многие флагманские фишки, включая изогнутый экран с высокой частотой обновления, топовую камеру от Samsung и защиту от воды. 

                                                                                             

                                                                                            Девятое поколение консолей наверняка запомнится как очень странное: вот уже больше трёх лет прошло с момента запуска устройств, но PlayStation 4 и Xbox One всё ещё не утратили актуальность, а многие игры выходят на всех системах. Что ж, теперь поколение официально стремится к своему закату.

                                                                                             

                                                                                            В своём новом патенте компания показала необычную разработку, ориентированную на стандартизацию аккумуляторов для разных видов цифровой техники. Если оно дойдёт до серийного производства, пользователи смогут менять батареи iPhone, iMac и периферии за считаные секунды и даже переставлять из одного устройства в другое.

                                                                                             

                                                                                            После череды утечек и тизеров компания Nothing официально презентовала новый смартфон Phone (2a). В ассортименте бренда он занял промежуточное место между оригинальным Phone (1) и флагманским Phone (2). В то же время производитель пошёл на некоторые упрощения, чтобы сделать аппарат доступнее.