За окном — 1982 год. Америку трясли рекордные морозы и взрывы Унабомбера, в СССР стартовала «гонка на катафалках», старая добрая Англия катилась ко всем чертям. А IT-революция шла своим чередом: компьютеры больше не требовали отдельных комнат и штата квалифицированных сотрудников. Но всё ещё оставались либо атрибутом дорогих скучных офисов, либо уделом «ботаников». И только одному человеку во всей Британии было под силу изменить положение дел. Его звали Клайв Синклер. К юбилею ZX Spectrum 4PDA пообщался с создателями легендарного компьютера — и вспомнил его 35-летнюю историю.
Часть первая: компьютер от «дядюшки Клайва»
С юных лет «дядюшка Клайв» (такой образ тщательно культивировали его пиарщики) увлекался электроникой и мечтал нести свою любовь в массы. Лучше всего получилось с Sinclair Executive — первым в мире карманным калькулятором. Он был очень дешёв и легко помещался в нагрудный карман — настоящее достижение для эпохи, когда эти устройства по габаритам были сопоставимы с не самой тонкой книгой, весили столько же и питались током от розетки. Памятуя об успехе, Синклер обратил свой взгляд на рынок микрокомпьютеров — так в те времена называли железо для обычного пользователя. Скоро такие штуки будут у каждой семьи, считал изобретатель, и стремился не просто идти в ногу со временем, но и опережать его.
Первыми шагами Sinclair Research стали ZX80 и ZX81, главным достоинством которых оказалась очень демократичная цена — ниже 100 фунтов стерлингов. Они пользовались популярностью — но, к великому разочарованию Синклера, совсем не у той публики. «Дядюшка Клайв» мечтал, что на его компьютерах школьники научатся программировать, а предприятия будут составлять отчёты и графики продаж. Вместо этого ZX снискали любовь энтузиастов-одиночек, писавших для него различные приложения и игрушки. Впрочем, так легко сдаваться Синклер не собирался — и поручил инженеру Ричарду Альтвассеру, дизайнеру Рику Дикинсону и программисту Стивену Викерсу работу над новой моделью. В отличие от своих предшественниц она должна была стать цветной, и потому её нарекли ZX Spectrum.
«К двум вещам сэр Клайв всегда относился с фанатичной серьёзностью, — вспоминает Рик Дикинсон, промышленный дизайнер, ответственный за внешний вид всех «родных» моделей Spectrum и его предшественника Sinclair ZX81. — Это внешний вид и стоимость. Он полагал, что у любого устройства — будь то калькулятор или компьютер — есть такая цена, при которой почти каждый согласится его приобрести. И, полагаю, в каком-то смысле он был прав».
Задача перед Дикинсоном и Альтвассером стояла не из лёгких — конечный продукт должен был и стоить недорого, и выглядеть симпатично, и работать так, чтобы им могли пользоваться самые обычные люди. Да и выпустить всё требовалось в сжатые сроки. Дело в том, что незадолго до этого британское правительство решило продвигать компьютеры в массы, и даже выделило на это деньги. Но в качестве партнёра выбрали не компанию самоучки Синклера, а детище его бывшего протеже и конкурента Кристофера Керри — Acorn Computers. Они создали BBC Micro, которую показывали по телевидению и закупали в школах. И, чтобы дать достойный ответ, действовать надо было оперативно.
Ставку, как обычно, сделали на адекватную цену, приятный внешний вид и простоту использования. Чтобы добиться всего и сразу, приходилось идти на самые разные ухищрения — каждый пенс был на счету. Так, количество движущихся деталей в клавиатуре Дикинсону удалось сократить с нескольких сотен до четырёх-пяти. Сами клавиши решили делать из резины, тоже из соображений экономии. Из-за этого Spectrum частенько называли «мертвечиной» — сравнение, которое даже сегодня вызывает у дизайнера улыбку.
«Ох, сколько раз мне приходилось это слышать. Люди обожают жаловаться. Но я не обижаюсь, мера была вынужденная. И потом, обычно говорят это всё-таки в шутку. Spectrum много за что ругают, и частенько — за дело, но комментарии о клавиатуре обычно всё же несерьёзные. Хотя мне всегда было интересно — откуда все эти люди знают, какова мертвая плоть на ощупь?» — Рик Дикинсон, дизайнер ZX Spectrum.
ZX Spectrum поступил в продажу 23 апреля 1982 года. Его надо было заказывать по почте — опять же, из соображений экономии. И, как у предшественников, ключевым аргументом в пользу детища Sinclair Research стала гуманная цена — 125 и 175 фунтов стерлингов за модель с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти соответственно. Главный конкурент, BBC Micro от Acorn Computers, стоил дороже больше чем в два раза. Даже Commodore 64, который обгонял ZX Spectrum по многим показателям, не мог ничего противопоставить такому ценнику.
«Когда люди критикуют любой продукт — будь то Spectrum или последний iPhone, они обычно не представляют, как работали его создатели, какие цели и задачи они перед собой ставили. Конечно, "Спектруму" можно было бы сделать и обычную клавиатуру — но и стоил бы он куда дороже. Думаю, если бы дизайн и впрямь был настолько ужасен, мы бы не продали пять миллионов экземпляров», — отмечает Дикинсон.
Заказы поступали в Sinclair Research значительно быстрее, чем в компании успевали их обрабатывать. Пять миллионов проданных экземпляров — это был оглушительный успех. Но мечта Клайва Синклера — покорить школы и офисы — в очередной раз не сбылась.
Вместо скучных учителей и секретарш ZX Spectrum всей душой полюбили британские геймеры. Ведь он был недорог, программировать для него было не так уж и сложно, а игры распространялись либо через брошюры с кодом (его надо было вводить вручную), либо на аудиокассетах (машина читала их через самый обычный магнитофон). Кроме того, Spectrum был цветным — по тем временам большой плюс, хотя графика у него не могла сравниться с тем же C64. Многие пользователи Spectrum, вдоволь наигравшись с чужими творениями, начали создавать свои — писать на Sinclair было своего рода развлечением. Делиться программами тоже было несложно, и очень скоро вокруг компьютера выросла целая игровая субкультура, которая, к вящему неудовольствию Клайва, и не думала уменьшаться. Из этой неё вышло целое поколение британских программистов — и вряд ли бы мы знали о такой студии как Rare, если бы в далеких 80-х у её основателей не оказалось бы своего «Спекки» с радугой на правом боку.
Вот так и получилось, что Spectrum покупали ради игр — и чем дольше он существовал, тем больше их выходило, и тем привлекательней становилась машина для потребителя.
Впрочем, даже феноменальная популярность не могла спасти Клайва Синклера от собственных ошибок. Sinclair Research исправно обновляла и выпускала Spectrum, но её основатель по-прежнему пытался покорить школы и бизнес с неудачным Sinclair QL. Наконец, после нескольких неудач Синклер продал бренд Spectrum компании Amstrad в 1986 году. Та выпускала «Спекки» ещё шесть лет — официальное производство прекратилось в 1992-м.
Но это — в Британии. В других странах история Spectrum только начиналась.
Часть вторая: в Россию с любовью
Простота «Спектрума» означала не только его низкую себестоимость и прибыль для Sinclair Research. Она значила также то, что устройство было легко копировать и продавать там, где оригинал был недоступен.
«В нём стоял процессор Zilog Z80, и поэтому из-за дурацких запретов его нельзя было ввозить в Советский Союз. Ведь тогда была холодная война», — вспоминает Дикинсон.
Официально ZX Spectrum в СССР не поставлялся, но запрет на импорт не помешали девайсу покорить одну шестую часть суши. Не помешали даже отсутствие Zilog Z80 (позднее в стране создадут свой аналог) и нехватка кастомной микросхемы ULA. Первыми Spectrum клонировали специалисты ОКБ Львовского политехнического института (в те времена — секретного режимного предприятия), причём исключительно на отечественных комплектующих. «Львовская схема» пошла в народ. С заводов начали пропадать микросхемы памяти РУ5 — спектрумисты-любители таскали их в таких масштабах, что даже выполнение госзаказов иногда оказывалось под угрозой.
Страна, тем временем, менялась на глазах. Военно-промышленный комплекс потихоньку разваливался и многие предприятия оказались вдруг никому не нужны. Выход был один — переключиться на изготовление популярного компьютера с низкой себестоимостью. Чуть ли не каждый завод в стране считал должным выпустить хотя бы одну вариацию на тему «Спекки». Наиболее известной стала «Ленинград», но существовали и другие под самыми разными названиями: «Спектр», «Дуэт», «Дельта», «Яуза»... Кустарные же модели, изготовленные умельцами-любителями, никто не считал.
«Конечно, мы знали о копиях Spectrum, но ничего не могли с этим сделать, да и не возражали особо. По-моему, это даже здорово. Да, ясное дело, мы не получали проценты с продаж, но зато благодаря этим копиям очень многие впервые познакомились с компьютерами и программированием», — Рик Дикинсон, дизайнер ZX Spectrum.
Стоили клоны «Спектрума» в районе 100 рублей — сумма для советского человека сравнительно гуманная. Особенно если сравнивать с другими изделиями советской же электронной промышленности: какой-нибудь «БК-0010» обходился владельцу в круглую сумму от 600 до 650 рублей — как цветной телевизор или хороший музыкальный центр.
Попав в руки мастеров кода и паяльника, Spectrum по-настоящему заиграл всеми своими цветами. На его основе (а вернее, на более поздней модели Spectrum 128) кулибины чего только не делали. Середина 90-х — это расцвет независимого отечественного игростроения и «демосцены», анимированных роликов, призванных показать мастерство их автора — художника, музыканта и программиста в одном лице.
На «Спектрум» переносили всё, что только могли. Дело не ограничивалось очевидными хитами тех лет вроде DOOM, Wolfenstein 3D и Mortal Kombat. Некоторым удавалось «портировать» и игру Time Gal — с SEGA CD, на минуточку, и при этом сохранив анимированные сцены. Были и мастера локализации — братья Вячеслав и Алексей Медноноговы. Они создали первый русскоязычный квест — «Приключения Буратино», а затем «НЛО» и «Черный Ворон», которые выглядели невероятно хорошо для своего времени, и смотрятся очень неплохо даже сейчас.
Россия, кстати, была далеко не единственной страной, пережившей бум спектрумоведения. Компьютер оказался крайне популярен в Южной Америке — опять же по причине своей невысокой стоимости. В Бразилии он даже поучаствовал в очередной «войне платформ». Это на родине, в Британии, противоборствующие стороны поделились на экономных спектрумистов и шикующих хозяев Commodore 64. В стране карнавалов и диких обезъян главным противником детища Клайва Синклера оказался почему-то японский MSX.
«У нас в Бразилии между Spectrum и MSX шла настоящая война, — объясняет ретро-хакер Виктор Трукко, создатель популярных эмуляторов для многих систем. — Микрокомпьютеры были очень популярны, и у большинства был либо Spectrum, либо MSX. Ну еще встречались редкие обладатели Apple II. Правда, геймеров среди спектрумистов было не очень много: до Бразилии повальное увлечение видеоиграми добралось только к середине 90-х, и поэтому мы сразу перешли на 16-битные приставки».
Но, в конце концов, и в России «Спектрум» начал сдавать позиции. Поколение помоложе предпочитало приставки вроде «Денди», SEGA Mega Drive, а позднее — PlayStation. Те же, кому компьютер был нужен для работы, переключались на PС. Но это вовсе не значило, что детище Клайва Синклера — теперь уже сэра Клайва — было забыто.
Часть третья: Ностальгия и не только
Конечно, Spectrum продолжал жить — в виде многочисленных эмуляторов, распространяемых энтузиастами и любителями классики. Казалось, он так и останется только в Интернете и воспоминаниях старожилов. Но судьба распорядилась иначе.
Едва перешагнув порог двадцать первого столетия, человечество вдруг осознало, что очень тоскует по прошлому — да, далеко не идеальному, но всё же простому, понятному и окрашенному светлыми воспоминаниями детства. Комиксы, мультфильмы и вещи тех лет перестали быть старьём — они стали модным ретро. И, конечно, этой участи не избежали и видеоигры.
Задолго до того, как мир выстроился в очереди за NES Classic Mini, предприимчивые британцы решили сыграть на теплых воспоминаниях о ZX Spectrum и выпустить не одну, а сразу две его версии — естественно, через краудфандинг. Без проблем, что характерно, не обошлось.
Первыми попытали счастье в компании Elite Systems — в 2014-м они показали публике очень похожую на оригинал копию, совместимую с Android и современными PC. Сначала дела шли неплохо, и компании даже удалось выслать заказчикам первые экземпляры в срок. А вот потом начались проблемы с поставками, и часть геймеров осталась как без заветного «Спекки», так и без надежды вернуть свои кровные.
Второй и третий заплывы по волне ностальгии сделала британская же Retro Computers. И не просто так, а заручившись поддержкой самого сэра Клайва Синклера.
Геймерам подали два варианта: минималистичный ZX Spectrum Vega и, позднее — портативную ZX Spectrum Vega+. У последней был предусмотрен собственный экран и портированные игры. Участие мэтра помогло Retro Computers собрать целых полмиллиона фунтов стерлингов. Но и этого оказалось недостаточно для того, чтобы возродить легенду.
История ZX Spectrum Vega+ читается как помесь драмы и производственного романа: смена руководства, конфликт новых директоров со старыми, возможная кража документов, споры об авторских правах и даже угрозы расправы, которые получал новый менеджмент… Страдает, как всегда, конечный потребитель — многие из бэкеров, вложившиеся в кампанию в марте 2016 года, пока не получили свои консоли, и до сих пор неизвестно, произойдёт ли это вообще.
Но и на этом попытки не заканчиваются. Есть ещё один проект, на этот раз — под названием ZX Spectrum Next. На нем пока не стоит печать одобрения сэра Клайва, но в коллективе числятся вполне уважаемые имена — сам Дикинсон и Джим Бэгли, автор многих игр для оригинального «Спекки», прославившийся тем, что умудрился портировать аркадную (!) Dragon’s Lair на чёрно-белую (!!!) ZX81. Новое поколение представлено, в частности, Энрике Олифьерсом — создателем Bossa Studios, которую знают в основном по безумному Surgeon Simulator. Кто знает, может, в этот раз всё пойдёт гладко?
«Я, конечно, прекрасно понимаю, что это устройство не попадёт на полки универмагов, — говорит Трукко, один из участников проекта. — Разумеется, было бы здорово увидеть его в ассортименте Amazon или просто магазинов электроники, но я не обманываю себя. Для меня это скорее проект мечты, которым я хочу поделиться с фанатами оригинального Spectrum».
«Думаю, что интересно будет не только тем, кто ностальгирует по Spectrum — ведь на Next можно будет не только играть. Надеюсь, что он понравится и молодому поколению», — отмечает Дикинсон.
В мире, где BBC Micro был одобряемой сверху классикой, а Commodore 64 — дорогим и отполированным до блеска поп-хитом, ZX Spectrum оказался самым настоящим панком. Простым, доступным, лишённым продюсерского глянца, но при этом всегда готовым тебя развлечь. И этот панк совсем не возмущался тем, что ты вырвал у него гитару и начал играть на ней сам — он был только рад. Ведь ты учился играть и становился частью большой рок-семьи. Не случайно и появился ZX Spectrum именно в Англии, на родине панк-рока — пусть и у «родителей» с блестящим университетским образованием.
«Видимо, в Британии есть что-то особенное. У нас первых началась промышленная революция, но этим дело не ограничивается. Ведь у нас были и сэр Исаак Ньютон, и Чарльз Дарвин, а ещё Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон (биологи, открывшие структуру ДНК — прим. ред.). Кстати, они все учились в Кэмбридже, да и Джони Айв, дизайнер iPhone, тоже «оттуда». Не думаю, что это просто совпадение», — улыбается Дикинсон.
Сэр Клайв Синклер почти полностью переключился на изобретение транспортных средств — небольших электромобилей и переносных велосипедов. Он не пользуется интернетом и уверяет, что компьютеры отвлекают его от работы. Ричард Альтвассер почти пропал с радаров — последним местом его работы значится церковный приход в небольшом британском городке Портисхэд, где инженер проживает до сих пор. Дикинсон продолжает работать по специальности. На вопрос о том, гордится ли он ZX Spectrum, дизайнер отвечает с улыбкой.
«Не думаю, что сейчас есть что-то похожее на "Спектрум", такое же популярное и знаковое. В каком-то смысле он уникален. И, хоть мы и делали его в некоторой спешке, я очень им горжусь и рад, что он получился именно таким. Я всё ещё работаю дизайнером в IT, и когда люди узнают, что я раньше трудился над Spectrum, многие радуются и говорят "Надо же! У меня в детстве был такой!". Когда получается вдохновить практически целое поколение, это здорово», — Рик Дикинсон, дизайнер ZX Spectrum.
Автор текста: Полина Есакова
Источник:
У меня соната с счётчиком)))
тот момент, когда первой моей приставкой была пс3
-_-
Он и этого не знает, момент то он такой))
Raspberri Pi - собранной платой покупается. Систему операционную запустил и готово. А Синклеры-спектрумы мы своими руками паяли, каждую деталь. Потом искали на платах перемычки не протравленные, не рабочие микросхемы, блоки питания паяли, тоже сами. Плюс к этому в телевизор видеовход впаять нужно было. Нынешняя молодое поколение и представить себе не сможет, как дома материнку с нуля спаять.
Эх, молодежь. Вот в наше время мы своими руками забивали мамонтов, а нынешнее молодое поколение даже и представить себе не сможет, как в пещере приготовить мясо, которое недавно еще бегало.
Разница большая: Raspberry появился на фоне бесчисленного количества гаджетов как шаг к упрощению и применим в довольно узких целях, а Spectrum в СССР конца 80-х был, можно сказать, революцией – на фоне существовавшего тогда Радио 86РК, когда даже калькуляторы были еще не слишком распространены из-за их габаритов, либо из-за стоимости.
и к предыдущему комментарию (vadik1972) присоединяюсь. То есть Raspberry и Spectrum "аналогичны" только по их сравнительной с остальными устройствами низкой стоимости, но не по значению. Spectrum действительно оказал значительное влияние на целое поколение, а Raspberry в этом смысле - игрушка.
и еще дисковод был 5,25 вместо кассеты
Raspberry дал очень многим людям шанс на приобретение доступного ПК. Только английский тираж составил более 2 млн экземпляров. Китайский тираж никто и не считает.
Плюс момент в чем - Raspberry Pi поставляется с ОС, в которой очень много внимания уделено именно обучению программирования.
главный "момент" в том, что вы отвечаете, либо не читая, либо не задумываясь, - я про фон писал, на котором возникли устройства: Raspberry появился, когда уже было бесчисленное количество всевозможных ДОСТУПНЫХ гаджетов и ПК, а Spectrum появился, когда не было практически НИЧЕГО, и сразу ПК, который можно собрать самому за приемлемую цену - эффект даже сравнивать с "эффектом" от Raspberry смешно.
Ну ты мелкий ))) (без обид-просто шутка)
У меня был ZX с 64КБ...И магнитофон Беларусь...
А ещё было много игр от тогда ещё советских разработчиков, незабываемый Медноногов с очень красочной игрой « Приключения Буратино»
Диззи божественнен :-)
До сих пор на эмуляторе на планете гоняю.
А мы с друзьями любили в Elite сидеть или в что-то более простое (Spy Hunter, jumping jack, bomber, bomb jack, Three Weeks In Paradise...) Такая большая коллекция игр была в своё время на касетах и дискетах )
Мы с корешем вообще по телефону игры загружали :)
Пока не появился GRM, с голимым БП и глюкавым дисководом.
Хорошая у вас телефонная линия была. Мы как то с другом попробовали и бросили эту затею, шум с треском обломали нам эти попытки
До сих пор эта штука лежит на антресоли у отца.. только магнитофона и кассет уже естественно нет. Пассики и пленка давно высохли, а Спектрум - ЖИВ!
помню :) грузишь и тут зараза холодильник сработал и все зависло и по новой :) Ох уж эти дни :)
Счастье было когда прикрутили контролер 5,25" дискеты, но уже как то быстро и БДСМ кайа меньше :)
Главное игры были не плохи по графике и жрали копейки памяти. А проц z80 казался скоростным :)
В точку друг!! Именно так и подумал я...
И я с Вами ! Я помню программируемый калькулятор МК61 и МК "Микроша" )))
а я вот посмотрел ваши профили и подумал, какие же вы молодые, и чего ныть... : )
Просто как бы понимаешь, что когда у тебя был первый спектрум тебе было 8 лет а через год ты уже сидел листал в библиотеке журналы, выискивая программы для спеки... И как бы хорошо так помнишь всё, но прошло уже 25 лет. И просто само осознания это всего, печалит)))
25 лет недаром ведь прошли, и сейчас гораздо больше всего интересного, просто не надо давать «печали» снижать тогдашние энергичность и любознательность
Совершенно согласен...
Ну,я то учился в институте и в общем на него даже заработал сам )))
Эх не ты один.
Не старее чем...
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
Помним, любим, скорбим.
дисковод это было то еще мажорство ))
Ну хз, верещал он адски, когда игры с плёнки грузил, джойстики(если их можно так назвать) летели по паре штук за неделю, а достать новые - хрен, не так-то просто... К телеку его тоже не просто подключить было,- под один паяй, под другой перепаивай. Да и в общем возни с ним было довольно. Так что особо тёплых чувств к нему не испытываю, разве только за поиграть, в то далёкое время. Но эпоха это да, эпоха была. Кстати, до сих пор где-то на полке пылится. Я всё сказал.
А я покупал джойстики от какого-то российского компа или игровой приставки и их адаптировал-перепаивал...Одной рукой держишь что-то наподобие геймпада от денди, а другой крутишь стик длиной сантиметров 5-7...
у меня был уже люксовый вариант, с цветным теликом маленьким вместо монитора, корпус от ПК с 5" клавиатура тоже от ПК и мышка. Много игр на дискетах, ничего не ломалось.
Это точно, Панама Джо в пещере Монтесумы, Saboteur, Digger, джойстик с присосками и пробкой от шампанского вместо стика, выключенный холодильник... Атмосфера!
"джойстик с присосками и пробкой от шампанского вместо стика" - в точку! недавно, в старом ящике такой нашёл, когда-то на сам нём играл))
никогда не прощу!
У меня тоже был Байт. Покупали для игр, для этих целей и магнитофон купили. В комплекте с Байтом шёл учебник по программированию на Бейсике. Когда с братом открыли этот учебник и стали листать и увидели исходные коды программы на Бейсике, долго не могли понять что это и зачем. А когда сообразили то были поражены, что есть где-то такие гении, которые сами могут писать программы. Но через какое-то время разобрались и сами начали программировать.
"Какой слог! Ка-а-а-а-а-ако-о-ой слог!" (с)
Каждая новая игра была событием не то , что сейчас " опять новая вышла((((("!!!!!
Были те еще времена!!!
Он про Raspberry Pi не слыхал. На нем и Спектрум можно эмулировать
computeruniverse для кого изобрели?
CU полезен только при заказе на крупные суммы, т.к. доставка два рубля, а разница в цене с лучшими предложениями на Яндекс Маркете 10-15%, плюс ждать месяц и молиться, чтобв на почте ничего не сломали, иначе покупка растянется еще на пару месяцев.
Не всегда. к примеру фотоаппарат даже с доставкой выходит на 8000 дешевле чем у нас
Я именно причину узнать хочу.
Чтобы усадьбы и виноградники строить
Причина в том, что Он вам не Димон. И таких Онвамнедимонов там как собак не резанных
А потому, что в России НДС 17% + Михалковский 1%, доставка самолётом- 20 долларов за килограм, сервисное обслуживание - минимум 2%, максимум 10%, в зависимости от бренда, так как бракованные телефоны поставщику в Китай вернуть невозможно по причине того, что придётся пплатить конские пошлины на вывоз, логистика по стране -1%, кредиты банков 4-6% на два месяца, так как ритейлеры хотят отсрочку 45-60 дней, + наценка ритейлеров, в зависимости от раскрученности и представленности рекламы - 25-30%, операционные расходы логистических компаний -3-6% ( и не думайте, что все деньги идут в карман ритейлерам- они должны оплачивать аренду, рекламу, зарплаты сотрудникам) таким образом, чистой прибыли, в зависимости от бренда, получается 3-5%. Для сравнения, продавец на алиэкспресс платит 300 долларов за доставку фуры телефонов со со склада в Шеньчжене на склад в Гонконге, далее прикручивает свои 5-7%, и отправляет за 2 доллара посылку в любую точку мира с помощью China Post.
Да , и при этом, продавец с алиэкспресса не платит 17% НДС и 1% михалковских, так как у нас слишком либеральная политика по отношению к почтовым отправлениям, в то время ,как в некоторых странах, пошлиной не облагаются отправления до 30 Евро.
Вот и адекватный ответ! Я где-то на форуме слышал о тестах Российских, якобы платят и за них, причем немало. Инфо - не верная?
Верная. Извините, забыл, но они ,как раз, в России очень гуманные-300- 400 тысяч рублей. Для сравнения, CE- сертиикация стоит от 20к евро
Спасибо за полное пояснение!
ужасный если пленку жевало. ничего страшнее этого звука. а так - норм
отличный звук -я его на будильник ставил, даже мертвого разбудит
Я слышал о проблемах с холодильниками, но меня это обошло стороной. Ни разу не было сбоя при загрузке. Видимо, проводка была хорошая.
ZX Spectrum - легендарная машина. А ты - ламер.
Не понимаете ну и ладно. А для многих это часть жизни, когда купить ничего было нельзя, можно было достать или сделать самому. В моём первом ZXspectrum куплен был только процессор. Память из запасов лабаратории, корпус из коробки от ниток, клавиатура из двух калькуляторов плату разводил, травил, распаивал по вечерам. И все работало. Как мы запойно играли! Это часть жизни рожденных в СССР.
Волшебно было.
Сейчас куча электроники и все это доступно.
Не я конечно понимаю молодые были, лучшее время жизни и такие артефакты помогают вспомнить, но это глупо жить нужно сейчас.
Глупо вспоминать? Не согласен. И такие статьи, возвращающие нам воспоминания очень нужны. Не зная историю, трудно правильно оценить настоящее и сделать достоверный прогноз на будущее.
Судя по твоему нику "бутч" это "исполняющий роль мужчины у лесбиянок" смотри википедию.
Ну если вы воспринимаете мир через принятую у лесбиянок терминологию ...))
10 print "привет ;)"
20 pause 5
30 cls
40 go to 10
Даешь basic в массы ;)
Лоад тыр-тыр и понеслась...)
Часть кнопок делалм сами. Искали магнитофон и программы. Хотя бы чтобы показать родственикам что мы не безделничали.
Еще была проблема в поиске телевизора. Современные не подходят к "спеке".
Нашли, включили, поиграли.
Подходил любой телевизор с гнездом SCART, и шнур с 6 проводами к контактам R, G, B, audio, video и корпус шины.
У меня телевизор как-то странно повел себя. Изображение было около минуты, но потом скакнуло и исчезло.
Пытались снова и опять тоже самое.
Тогда нашли телевизор HITACHI и подключили через него. Работало на ура.
И много вы видели советских телеков с гнездом скарт или RGB? C Pal декодером всторенным? ))
Примерно в 86-88.
В 90-м. Ну так, бум спектрума у нас пришёлся на конец 80-х-начало 90-х, когда во всю начали делать клоны. В 82-м если он в союзе и появился у кого, то разве что кто из загранкомандировки привёз. И то, маловероятно, т.к. стоил он поначалу 175 фунтов. Деньги немалые, и ТОГДА вряд ли человек понимал, за что он их отдаёт.
я о том и говорю, тут такие пафасные речи, как будто люди старше самого мира и прикаснулись "к супер технологиям", если "помнят" спектрум, а по факту уже тогда все играли на нормальных консолях - клонах Atari 7800 и т.п. и до появления "Денди" в СНГ оставалась всего пара лет (а некоторые ее уже вовсю везли из польши)
Между спекки и консолями разница довольно большая: это всё-таки компьютер, помимо того, что игровая платформа(хотя игр для него выпущено немеряно, вероятно, больше, чем под любую другую платформу). Много тех, для кого он стал не только игрушкой, но и билетом в программирование и электронику. Поэтому его и вспоминают так тепло.
Помню был выбор между Денди и Спектрумом, здорово, что купили именно спектрум - было больше возможностей.
Были ещё Микроша и РК типа - но это немного не то, слабовато было.
"ПафАсные", "прикАснулись", поправьте. А насчёт пафоса – тут ностальгируют люди, которые платы травили и сами были в состоянии собрать спектрум.
тут восновном "ностальгируют" люди, которым в раннем детстве родители достали дорогую и редкую для отечественного рынка игрушку, устаревшую уже правда на десятилетие, а то и больше
В 90-м, кстати, ещё весь мир в SNES не играл, она только в Японии вышла, и локализованных игр НЕ на японском - просто не было ещё. В США она вышла в 91-м, а в Европе - в 92-м.
"или даже больше, когда весь мир шпилил на супер нинтендо"
"а уже в девяностом или даже больше, когда весь мир шпилил на супер нинтендо." - прочитал так. Если не смогли написать так, чтоб вас поняли - не моя беда.
Опять же, и даже позже весь мир в супер нинтендо не шпилил. И игры для NES продолжали выходить. Про Genesis/Mega Drive и речи нет. С кассетной памятью был и, например, весьма популярный "Commodore 64", выпускавшийся до 94-го. Так что утверждение весьма неоднозначное.
Там выше, у кого-то блок питания на балконе валяется. Спишетесь-будет полный комплект :)
Фильмы индийские, французские.
Магнитофоны , гитара и туристические маршруты. Игры довелось опробовать на компьютере уже в возрасте за 30 ...
Но...мне понятен зов сердца и добрая память людей - оставивших здесь хорошие комментарии.
Статья интересная, познавательная.
Да, это был самый первый компьютер по доступной цене. Благодаря ему я научился быстро печатать на пишущей машинке. Но самое главное, этот девайс заставил меня учить английский...
Точняк. а сейчас как чуть в какой игре нет русского языка, сразу нытье в отзывах начинается :)
Это из увлечения превратилось в новую профессию, и вся моя жизнь, так или иначе связана с компьютерами.
Но, круто изменилась линия жизни - именно в момент, когда у меня появился ZX Spectrum.
Z80 от Spectrum 8-битный процессор. Часть его шин работает на 16 бит.
Живу в Ижевске, тое был компаньон 2 Ижевского производства, тот же спектрум.
Отличная была машина.
И еще операционная система TR DOS называлась. Ну это версия, где с дисководом. Ностальгия, блин.
А ведь еще музыку писал на 3-х дорожечном музыкальном редакторе, не помню название...
А еще помню графический редактор Artist....
Подключался к телевизору.
На компьютере до сих пор эмулирую через спектакулятор.
LOAD ""
R Tape Loading Error
>,<
Да уж, приставки свое дело сделали... помню этот бум на всю страну. Причем самое главное, приставки не были какой-то роскошью, их можно было купить без обременения на бюджет, как сейчас. Помню, как пришел к другу увидел приставку, пошел попросил маму. Пошли на рынок, там приставка Pantera понятно что китайский вариант, но всё то же. Стоила как сейчас помню 80 рублей (зп при этом средняя была 800-900 рублей в то время) и пару картриджей по 15 рублей. Потом ко мне пришел друг, увидел приставку, захотел себе. И все благодаря тому, что цены были нормальные, не то что сейчас, дерут в три дорога.
А как круто было переделать стандартные широкие красно-синие полосочки на тоненькие разноцветные! А вообще без полосочек! А загрузка со счетчиком!
А подкручивание головки магнитофона и сбой в конце загрузки! А-а-а-а-а!!!
А крутая кнопка прерывания программы м считывание чужого кода ассемблера.
Всплакнулось :)
В среднем Спектрум стоил 1000р и это удовольствие было далеко не всем по карману в то время.
29 марта 1993 года купил в культоварах за 100 рублевую купюру с портретом Ленина. Удивляюсь, на всю жизнь запомнил!!!
Это когда сникерсы и марсы стоили по 50р? )
Earth воде игра называлась, любимая конечно elite 2.
Игры запускались с первой попытки если загружал стереомагнитофоном и выход аудио подключал только с одного канала. При этом одни кассеты успешно загружались с левой дорожки, другие с правой.
Помню-помню крутили головку, но какому магнитофону не помню, не мой был и не у меня.
--- вот это надо взять на заметку тем кто пытается сейчас двигать VR.
Потом еще была поделка под названием ISDOS (вроде без P впереди), дававшая условную возможность читать дискеты айбиэмовские.
В общем да... хорошо, что эти времена прошли, но прекрасно что они были.
А, еще какой-то сборник был то ли текстов, то ли еще чего-то - где печаталась повесть по мотивам "Элиты".