На ранний Mortal Kombat сейчас смотрят, как на источник ностальгии. За первыми частями тянется шлейф воспоминаний из детства: кровавые фаталити, мятая тетрадь с записанными приёмами, непонятное влечение к Соне Блейд. На самом деле, за 25 лет MK дал гораздо больше, а его влияние не ограничивается только играми — это мощный бренд, который в своё время заставил детвору полюбить драки в фильмах и дурацкую музыку, обучил азам экономики и коммуникации с людьми. Без MK мы были бы совсем другими. Не верите? Тогда смотрите.
«Эти очки стоили 500 баксов, козёл»
Любой ребёнок середины 90-х и начала 2000-х уверенно бы вам рассказал, что один из его любимых фильмов — «Смертельная битва», также известный, как «ну, который по “морталу”». Сейчас пересматривать кино нельзя ни в коем случае, но 20 лет назад лента не просто так завоевала подростков — а если говорить о постсоветских детях, то и запустила долгоиграющую любовь к голливудским боевикам с крутыми единоборствами.
Ведь именно экшн-сцены очаровывали и пленили — не сценарий же, в самом деле. Журналу Hollywood Reporter продюсер Лоуренс Казанофф рассказывал, что они первые затащили в американское кино знаменитые китайские фокусы с полетами на проволоке, штуки с плотным монтажом и беспощадным рубиловом актёров. Не врёт: Лю Кана играл гонконгский отпрыск Робин Шу, который перед фильмом засветился в десятке восточных картин, брал «мастера» по ушу и работал с Джеки Чаном. Именно Шу поставил ту самую драку Лю с Рептилией.
Её же Робин оценил в три балла — по количеству сломанных костей. «В одном из трюков Рептилия бросил меня, я ударился об колонну, и на самом деле сломал пару рёбер. Это был десятый дубль, я немного подустал, но ничего не сказал. А смысл? Они бы свернули съёмку, а вместе с ней — и мою мечту стать голливудским актёром. Мне было больно, но я принял “Адвил” и продолжил драться», — рассказывал Робин Hollywood Reporter.
Судя по всему, «Адвил» — сильное болеутоляющее — расходился на съёмочной площадке на ура. В драке со Скорпионом исполнитель роли Джонни Кейджа получил в печень так, что потом мочился кровью. «Он глотал “Адвил” будто M&M» — вспоминал режиссёр Пол Андерсон.
Дебютный фильм по Mortal Kombat не только познакомил широкого зрителя с китайской культурой постановки киношных драк, но и проломил лёд — до этого голливудские компании свято верили, что картины по играм проваливаются. Кино в первый же уикенд собрало больше 20 миллионов долларов, чуть не вытащив с Гавайев отдыхающего Андерсона.
Всего «Смертельная битва» принесла около 120 миллионов долларов, сняв все вопросы о сиквеле — но Андерсон отказался снимать продолжение, сославшись на желание «сделать что-то новое». Спустя несколько лет режиссёр поймёт свою ошибку и мёртвой хваткой вцепится в киноадаптацию Resident Evil — бесконечный сериал с Милой Йовович устроит Андерсону не только финансовую, но и личную жизнь.
Но началось всё со «Смертельной битвы» — как и у тысяч восхищённых детей, которые ловили каждое слово непомерно страдающего Джонни Кейджа, а потом разыгрывали сценки в школьных коридорах.
Test your might
Когда речь заходит о музыке, в голове самопроизвольно включается бронебойный трек, где запальчиво кричат «Мортал Комбаааат!», а хуки, взятые из игры, выбивают барабанные перепонки. Композиция называется Techno Syndrome и записал её бельгийский электронщик Оливье Адамс. В 1993-м эту, кхм, песню крутили в рекламных роликах, анонсирующих MK для домашних консолей. Спустя год запись попала в Mortal Kombat: Album, который Адамс сделал в дуэте с парнем по имени Прага Хан, напарником по группе Lords of Acids. Соавтор саундтрека к Mortal Kombat выглядит так, что и не сомневаешься — название группы неспроста.
Несмотря на богатейшее музыкальное наследие, авторы первой киношной «Смертельной битвы» много корпели над саундтреком. Как рассказывал Касанофф, в Sony хотели поставить гитариста Бакетхэда, что, прямо скажем, не сильно выбивалось из общего ряда, но у продюсера было другое мнение. Своеобразный музыкант в итоге поучаствовал над одной записью, однако от издательства на лейбле Sony пришлось отказаться.
После этого Касанофф пошёл в Virgin Records, там ему предложили Джанет Джексон. Продюсер понял, что ничего путного не выйдет, и на пару с приятелем Джинни Иеннером принялся штудировать клубы в поисках жёсткого техно, которое можно поставить поверх драк Сони Блейд, Кано и других замечательных людей. В итоге Лоуренс нашёл кучу талантливых ребят, композитор Джордж Клинтон собрал всё это воедино (включая, конечно же, Techno Syndrome), а издание проходило на тогда ещё крошечном лейбле TVT Records. Пластинка взорвала чарты и за год разошлась платиновым тиражом — то есть, более миллиона проданных копий. «Саундтрек был первой платиновой записью в жанре EDM за всю историю», — хвастался потом Лоуренс Касанофф.
Теперь вы знаете, кто виноват в периодическом желании погромче навалить взвинченный EDM — просто танцевальный ритм у вас в крови. Вместе с «Choose your destiny», «Test your might» и именами любимых персонажей.
Искусство собирать
Благодаря итальянской фирме Panini и файтингу про фаталити мы научились трём важным вещами. Первое — дорожить тем, что досталось трудом и потом. Второе — ладить с людьми. Третье — доделывать до конца. Или, хотя бы, хотеть доделывать до конца.
Конечно, не только героев MK можно было аккуратно вклеить в красивый альбом. По школам ходили наклейки с футболистами или, скажем, персонажами «Диснея». Но футбол привлекал не всех, а «Дисней»… ну вы ведь не понтовались перед пацанами коллекцией «Русалочки», верно? Верно же?
Так что внушительный набор «по Морталу» стопроцентно давал «+5» к уважению на районе и за его пределами. Однако хорошая коллекция требовала жертв — что важно, не только материальных. В прошлом тысячелетии нельзя было выйти в Интернет и просто скупить набор. Всё сложнее: договаривались, менялись, искали, торговались и выпрашивали. Полный спектр коммуникативных навыков, без которых немыслима взрослая жизнь, дети 90-х получали бонусом к классным наклейкам с Горо.
За экземплярами охотились, и в Сети есть куча историй, как добывались драгоценные пополнения в коллекцию. Чтобы прикупить очередной пакетик, приходилось идти на жертвы. Как рассказывает один из посетителей известного форума: «Наклеек было немного: мама денег не давала, приходилось бутылки собирать и сдавать, а вырученные деньги тратить на наборы». Но даже полностью собранный альбом не гарантировал счастья — сокровище надо было охранять. В том числе и от окружающих, которые не понимали истинной ценности наклеек. «Мама выкинула после уборки», «съела собака», «бабушка сожгла в печи» — типичный и печальный конец многих коллекций.
Кстати, никто не мешает вернуть симпатичное увлечение и сейчас. Не смогли 20 лет назад найти Бараку и «блестящего» Лю Кана? Не беда — в соцсетях есть сообщества, а на LastSticker целая страница посвящена альбомам с Mortal Kombat 2.
Вместо Адама Смита
На первый взгляд, фишки (кэпсы, сотки) — аналог стикеров, но с большим уровнем вовлечения. Если наклейки вечно жили в альбомах и радовали глаз, то фишки пускались в сложную круговерть, путешествуя от одного хозяина к другому. Но в этом и дело — все мы прекрасно знаем другой важный объект, который беспрестанно ходит туда-сюда. Ну да, деньги.
Сотки научили нас базовым правилам экономики. Возьмем один милейший рассказ, опубликованный в знаменитом интернет-сообществе. Экспрессию автора, увы, пришлось вырезать:
«В школе играл лучше всех в фишки, выигрывал у всех подряд, ко мне приходили на переменах сражаться со всех классов. В итоге через полгода у меня был огромнейший пакет, забитый под завязку. Не знаю, сколько там фишек было, может тысячи. В то время многие покупали их за реальные деньги, я хотел всё продать, желающих было до отвала, но я потянул еще недельку… типа поглазеть на трофеи, попрощаться. Но тут через неделю выходят […] ПОКЕМОНЫ! И всё… все перешли на эти фишки […] покемонов, а я стал банкротом. Выкинул этот чертов пакет через пару лет на мусорку».
Как видим, автор в довольно нежном возрасте планировал провернуть неплохую сделку — аккумулировав состояние (куда, наверняка, входили и редкие экземпляры), специально выждал паузу, создав искусственный спрос, чтобы продать активы дороже. Однако не учёл тенденции рынка — выход качественно новой продукции нивелировал ценность приевшегося товара. Если бы предприниматель проанализировал тогдашнюю популярность «[…] покемонов» он, возможно, предрёк бы скорый выход востребованных фишек с этими героями. Кроме того, автору следовало бы провести диверсификацию портфеля: вложиться в наклейки «Трансформеров» и вкладыши «Турбо».
Mortal Kombat тогда была на пике популярности, и кэпсы с Мотаро и Кабалом были частью увлекательной экономической игры. Ценность «мортишей» варьировалась и зависела, скорее всего, от распространённости в том или ином районе. Некоторые из нас, ничего не зная о региональном ценообразовании, с удивлением встречали в летнем лагере мальчуганов, которые биток из MK ценили сильно выше, чем было принято на родине.
Каратэ-пацан
Уверены: повальное увлечение восточными единоборствами, произошедшее на стыке двух тысячелетий, объясняется фильмами с Джеки Чаном и Mortal Kombat. И большой вопрос, кто внёс больший вклад: в «Смертельную битву» мы и играли, и смотрели. Тогда общество ещё не придумало обращаться с детьми, словно они беспомощные инфузории, и никто не запрещал гонять сверхкровавый (чего уж тут) файтинг, начинённый жуткими фаталити.
А потом повторять их во дворе — обычно без вырывания позвоночника, но с попытками сделать «тот самый приём», что умел Лю Кан. Получалось редко, а до соответствующих секций ещё нужно было дойти. В интервью 4PDA инструктор крав-мага (израильская система рукопашного боя) Василий Ковырев рассказывал, что влияние кино и игр не прошло даром:
«В детстве один из парней чуть постарше меня, насмотревшись фильмов и наигравшись во всякое, организовал окрестную малышню в импровизированную секцию. Мы занимались на открытом воздухе, пытались выполнять диковинные приёмы, ломать дощечки и даже кирпичи. Слава Богу, для нас вся эта самодеятельность закончилась благополучно. Никто никого не убил, никто ничего не сломал. Но, как сейчас помню, было весело», — инструктор крав-мага категории G-4 Krav Maga Global Василий Ковырев.
Мифология
Отсутствие Интернета и присутствие богатых на фантазию персонажей наполнило наше детство странными слухами. Пожалуй, каждый хоть раз слышал от мутного знакомого, что тот «научился плавать в GTA III». Mortal Kombat обрастал мифами ничуть не меньше — благо, сама игра подталкивала выдумывать небылицы. Секретное фаталити? Необычное бабалити? Специальный код, снимающий с Сони Блейд часть одежды? Все эти домыслы успешно ходили во дворе, и небезосновательно: например, в UMK3 действительно было «Меню хитростей», где позволялось сделать всякое. Включить мини-игру, вырубить боссов или деактивировать таймер. А в самой игре, например, превратить Смоука в человека — зажав несколько кнопок перед боем.
Бесчисленные мифы, ходившие вокруг любого мало-мальски заметного явления (но MK — особенно), научили нас, во-первых, не верить всему подряд и, во-вторых, смотреть глубже. Вдруг в новой игре какой-то секретный код притаился?
Автор текста: Илья Божко
Источник:
Фаталити, уж и не помню чье, а пальцы помнят
Два в низ, к нему вверх+y - фаталити syrex, но что делает не помню
>Syrex
You're PATHETIC!
Анималити круче
Бруталити Нуб Сайбота=)
Спасибо, бро! Точняк
Одну b пропустил ))
посмотри в поиске в инете
X-C-A-B-C-Z-X-A-B-C-Z
а еще бабалити вспомнил: вниз+вниз+вниз+С
ХСАВСZYXABCZYX тупо по кругу, самое простое
Хз, я всегда делал вот так, как написал. С c-c-z на конце. Во всех книжках тех времён с кодами была написана комбинация, которая не работала. На концовке затык происходил. Ну и я опытным путём допёр до комбинации, которую написал выше.
Их просто 2варианта,оба рабочие, но мой проще, тупо по кругу
Nobe saibot(или как то уже не помн)и это бруталити был)))
XCZAXZZXXAX SUBZERO.
Это бруталити Джакса, вроде
Это бруталити Нуб Сайбота
IMPRESSIVE
Это noob saibot
Нуба
Noob Saibot
Неее, это brutality у scorpio. Только там двойное b и z нужно было нажимать несколько раз.
Сайракса ( Cyrax) - взрыв планеты; или бруталити черного ниндзя
нуб сайбот вроде и пропустили одну В - XCA BCZ XA BBCZ, мне 33 года и я помню эту хрень))
и горстка избранных должна отстоять честь Земли в комментариях
Только Fear Factory :)
- эти очки стоили 500 баксов, козёл.
Шанг-Цунга.
Храни наклейки, они скоро будут стоить целое состояние.
Вообще-то я имел в виду что весь журнал уже заклеен, по порядку. Наклеек вне журнала (то бишь в упаковке, "чистыми") не осталось. Так что если и хранить, так это сам журнал.
журнал тоже собранный полностью сохранился и пытался второй собрать, но не успел - стикеры пропали.
у нас в свое время на рынке парень сидел возле ящика и у него был платный обмен, запечатанные бустера, альбомы разной степени собранности - он был своеобразным мессией, поломничество к которому осуществлялось, как только в кармане появлялось тысяч 5-15 рублей (по тем деньгам).
вообще стикеры менялись между собой на все, что угодно. редкий экземпляр обменял парню во дворе на найденного мною жука-оленя.
PS немного старпёрщины, но раньше было интереснее, когда было что-то редкое, что можно было месяцами искать - JRPGшки на сегу, редкие фильмы на VHS, потом на DVD. Интернет убил именно дух авантюризма, когда ты объезжал весь город в поисках игры/фильма, а сейчас ты убьешь ну максимум полчаса на поиск по трекерам.
У меня, кстати, кроме полностью заклеенного стикер-журнала по MK II ещё в наличии имеются полностью заклеенные стикер-журы по BSSM, Slayers, и на половину заклеенный стикер-жур по Super Mario World. Раньше было ещё больше, но до сегодняшнего дня более - менее соранились только эти.
B B Y B Y - вроде фаталити Саб-Зиро
вперёд вперёд вниз вниз С- не помню чьё это)
А С вверх В вверх В А вниз - дополнительные настройки)
EXCELLENT!
точно! эта фраза после верного ввода кода была - ааааа!
Достать сегу что ли)))))
MUAHAHAHAHAHAHAH, OUTSTANDING!
Бруталити Сайбота
в голове ещё это, скорее всего тогда Джакса)))
X X X B A X X X B A Z
Это бруталити Нуба, а не Джакса
Говорить о "невидимой руке" Адама Смита смешно, потому что надо всегда помнить о том, что "the house always wins".
Корпорация готовит товар, в данном случае игру, исследует рынок, подготавливает красивую обертку, выпускает огромное количество сопутствующего товара и вытаскивает денежки из толстых (и не очень) кошельков.
А когда схема "деньги были ваши — стали наши" исчерпана, то... появляется что-то новое, и цикл повторяется. :)
Никто ничего не имеет...против первого.
Annihilation is a WEAK PATHETIC FOOL.
Легаси это очень плохая попытка, второй сезон так вообще ужасен
Не знаю, что имеют, но он до сих пор на первом месте среди экранизаций игр, а автор booN
А saiboT как же? Он огромный вклад внёс.
...читайте внимательнее.
Да уже понял. Заспамили этим "приколом" все комментарии, что он уже давно перестал быть смешным
Ну, если бы ещё каскадёры умели играть, показывать эмоции, то почему бы и нет. Кстати, я бы не говорил так про всех актеров: некоторые сами выполняют трюки, а если и нет, не вижу здесь ничего плохого
А каскадеры обычно умеют играть не хуже актеров. Просто лицом не вышли. Но если они показывают персонажа на экране точнее чем актеры(а как можно показать сорвиголову если ты не дерешься сам?) то пусть их на главные роли и берут независимо от типажа.
Пусть актеры играют, а каскадёры выполняют трюки, не? Актеру, играющему Мэтта Мердока, нужно ещё сыграть слепоту( не уверен, сможет ли какой-нибудь каскадёр это сделать). Смотрю я на Чарли Кокса в сериале, и его реально не отличить от слепого, не уверен, смотрел бы я так с восхищением на каскадёра
Актер играющий мердока вроде как большинство трюков делает сам, по крайней мере старается, так что пример неудачный.
Я привел в пример лишь актерский талант Чарли Кокса, вчитайтесь внимательней в комментарий
А я сказал - что у него и актерский талант и трюки он старается выполнять сам. Вчитайтесь внимательней и скажите - чем это противоречит тому что я сказал первоначально?
Ну так в фильме было половина каскадёров в ролях
It's official, YOU SUCK!
Можно только искренне посочуствовать людям, которые играют в неё 25 лет...
вам тоже можно посочувствовать, если вы лишаете себя целого пласта развлечений/искусства в лице видеоигр.
Читайте внимательно: не "в 25 лет", а "25 лет".
Играю меньше, с 94... И чё???
Чё ты тут "чёкаешь"?
Ничё так, чё те выше всё расписали и кагбэ намекнули, чё "чёкать" уже лет 20 поздно?
Чё сказать-то хотел?
ну тогда норм, хоть и слабая шутка :3
Ну так за эти 25 лет игр вышло 15 штук
Понятно. Зайду позже.
Лет через 25...:-)
Я прослежу
Ok, я накануне звякну, напомню... На всякий случай... :-)
Буду ждать
Надеюсь это у вас такой сраказмЪ. Konquest - лютый трэш.
Чего? Я фанат МК и Конквест это как написали ниже - лютый треш. Хуже него только наследие... ну а других и нет
MERCY
Ну так на мега драйве, конкретно в UMK3 их вырезали, не хватала места. А случай с Кабалом это по сути баг.
Не баг, а фича.
Ну можно и так считать
You are a booN, потому-то и "не любишь".
TOASTY!
Да именно, Дэн Форден
CRISPY
Бей одним ударом
BOON!
Передёрни аркадный стик, передёрни его снова и полностью. MUAHAHAHAHAHAH.
Это Дэн Форден и он кричал "Тости!"
Где-то в кладовой валяется банка Акбара с откидной крышкой, доверху фишками и битами. Насколько помню, МК собрал всю. Альбом наклеек кто-то спёр.
Но ажиотажа бредового, аки описывают, не было.
Вообще-то нет, песня была записано позже и уже к фильму. В рекламном ролике, только тот самый крик "Мооортааал Кооомбааат", это кричат дети на улице, радуясь выходу игры на консоли. Из этого ролика позже и взяли семпл для песни, но в 1993 песни ещё не было. И композиция не имеет вообще никакого отношения не к одной частей игры и не в одной игре не играет. Только в кино, для него и была записана.
Прошу считать аукцион открытым.
-Продам за 99$
*999$
А, В, В, А, ВНИЗ, А, В, В, А ,ВНИЗ, ВВЕРХ, ВВЕРХ
You are a WEAK PATHETIC FOOL.
мне обсалютно без разницы как вы себя называете и чем считаете.
(Комментарий удален)
Фанбойчики со слабой психикой, которых меняет игра, и к которым вы относитесь абсолютно мне и большинству безразличны.
Настолько "безразличны" что вы продолжаете жмакать на клавиши своими потными сучащими ручонками. Ясно.
Если бы ему было все равно - он бы не писал))
Не позорился бы.слюну хоть подотри.
Старайся лучше, мальчик.
Если бы тебе были они безразличны, то ты бы ничего не писал...
И почему ты такой злой?
В чем моя злость то заключается?
Juke joint Jezebel is coming for my cremation!
Be mine, sister salvation,
Closer now, see the revelation!"
Мне этот саундтрек нравился. А киллер-код и еще две херни внизу (Cheats и ещё что-то) из МК3 я на сеговском джое хоть сейчас наберу с закрытыми глазами. Но говорить о том, что МК нас изменил? Don’t make me laugh! Нас изменила еда по талонам, тотальный белый северный лис, школа выживания на улице. МК был одним из способов уйти от реальности, как и Роад Рэш, и Рок'н'ролл рэйсинг.
Были же времена по настоящему счасливые)) до сих пор нет нет включаю на эмуле игры от сеги, ностальгирую так сказать😓))