Кажется, на наших глазах рождается новая эпоха, где RTS и RPG идут рука об руку, дают всем «пять» и светятся счастьем. На прошлой неделе вышла SpellForce 3, в считанные месяцы покинет ранний доступ The Guild 3. Да и MOBA — малость бестолковый, но популярный отпрыск жанра, чувствует себя прекрасно. Мы разобрались, действительно ли грядёт волна стратегий с ролевыми элементами. А помог нам в этом Рeйнхард Поллис, один из авторов SpellForce 2 и ведущий разработчик SpellForce 3 — первой ласточки радужного будущего.
Краткий пик успеха
Разговоры о возможной реабилитации жанра вдвойне ироничны, учитывая, что славный период в жизни двух отраслей уже был: в начале нулевых. Когда-то SpellForce неплохо расходилась, великая The Guild шокировала функциональностью (и массой критических ошибок), а дополнения к Warhammer 40K: Dawn of War воспринимались как праздник. На поезд, как бы сейчас сказали, хайпа, запрыгнули даже будущие творцы «Сталкера», сделав «Героев уничтоженных империй». Игра была откровенно средняя, зато породила плеяду фантастических книг — да, дружба GSC Game World с книжными издательствами началась не с шутера про Чернобыльскую АЭС.
Ещё в конце 90-х Bungie, критически оценив разрабатываемый проект из серии Marathon (тот сильно напоминал грядущий Quake), свернула с шутерного пути. И соорудила две части Myth — чудесные стратегии, где вместо строительства баз и собирания ресурсов игрок гонял верных солдат по недружелюбным полям. Myth выстрелил, а Bungie пошла к Microsoft — сочинять Halo, новую главу американской массовой культуры.
И конечно, центральный представитель жанра — третья часть Warcraft. Игра мгновенно поработила компьютеры мира, обогатила лексикон пользователей новыми словами и фразами, но главное — предопределила величие MOBA (что, пожалуй, хорошо) и научила многие студии рисовать в фирменной «близзардовской» стилистике (что, пожалуй, плохо).
Изгнание
И вдруг всё сломалось. Та же SpellForce 2 рассохлась уже на первом дополнении — кажется, после 2006-го что-то пошло не так. Это подтверждает дальнейшая судьба авторов оригинальной серии — как только их купила EA, студия принялась за MMO, а потом и вовсе ушла в «браузерки». Итог закономерен — компанию закрыли.
Причиной тому, как нам рассказал руководитель разработки SpellForce 3, была неправильная политика издателя:
«В те годы EA хотела привести RTS на консольный рынок — но этого в итоге не получилось. Тогда она решила перенести стратегии в браузер — Phenomic сделала Lord of Ultima и Command & Conquer: Tiberium Alliances. Последняя была успешной, но в издательстве решили, что это токсичный рынок, и вышли из него, а студию закрыли. Я покинул компанию на момент создания LoU, но работал над BattleForge. Это был многообещающий проект, но её сгубил необдуманный переход на другую модель монетизации. Первоначально BattleForge планировалась как free-to-play, но EA решила распространять её премиальным методом. Потом игру всё же вернули к условно-бесплатной схеме, и она начала показывать хорошие цифры. Но было уже поздно».
С остальными легендами жанра произошел плюс-минус тот же сценарий: The Guild так и осталась полурабочей (с ворохом технических проблем), от Warcraft отпочковалась DOTA и окончательно задавила родителя. Даже новая Dawn of War расходится не столь интенсивно. Согласно данным SteamSpy, в первую неделю продаж триквел купили чуть больше ста тысяч человек, на момент публикации материала — около 300 тысяч. Цифры ориентировочные, но не впечатляют даже с поправкой на «примерно». Когда в 2009-м вышла Dawn of War II, лидерам рынка (а это были World of Warcraft, The Sims и другие ПК-тяжеловесы) пришлось подвинуться: игра оседлала чарты многих западных стран.
Кончина союза RTS и RPG произошла по ряду факторов. В первую очередь, сказалась смена консольного поколения — Xbox 360 и PS3 подружились с шутерами и подмяли под себя весь рынок. Игры, которые обходили стороной геймпады, стали если не отщепенцами, то близкими к этому статусу. Ролевые стратегии не могли сойтись с приставками по простой причине — RTS уживаются там с огромным трудом. Из-за того, что рынок стратегий в реальном времени значительно сократился, сгинул и гибрид. В трагедии винят Microsoft и Sony. И, наверное, правильно — не встроившись в главную парадигму игровой среды конца нулевых, жанр чуть не пропал с радаров.
«Я думаю, гибриды RTS и RPG исчезли потому, что исчезли сами стратегии. Хотя они всё ещё прибыльны — Age of Empires и Company of Heroes до сих пор попадают в чарты Steam», — утверждает Поллис.
Возвращение
Однако в новом десятилетии стало понятно, что и «тяжёлые» жанры могут приносить деньги. Воскресли ситибилдеры. Вернулись изометрические RPG. Почему бы не открылось второе дыхание у ролевых стратегий?
За это, конечно, спасибо цифровой дистрибуции и техническому прогрессу. Авторы неочевидных с коммерческой точки зрения проектов перестали обивать пороги крупных издательств — там либо откажут, либо заставят лепить безделушки для браузера или смартфона. Kickstarter и Steam Greenlight позволили исключить из производственной цепочки крупного паблишера. Это открыло пространство для манёвра: можно пойти к инвесторам поменьше — с ними проще договориться. Или вообще делать на «народные». Учитывая, что стратегии регулярно висят в топе стима, на них есть спрос. А значит — всегда найдётся нужное количество покупателей, которые окупят разработку. А иной раз и поддержат долларом на начальной стадии производства.
Впрочем, все эти годы стратегии были рядом с нами — на экране смартфона. При упоминании всяких ферм и «построй свою армию» принято морщиться, однако надо понимать — это тоже часть формата, пусть и примитивная. Зато чертовски прибыльная: показатели всевозможных Clash of Clans ставят жанр на первые места по доходу среди всех мобильных игр. Как так вышло, что столь высоколобый формат вдруг мутировал до кумира миллионов домохозяек и клерков — вопрос отдельный.
«Полагаю, дело в управлении — на телефонах оно устроено по-другому. По этой же причине у RTS ничего не получилось на консолях. Я играл в первую C&C на Nintendo 64, и там стик отвечал за движение курсора — это было ужасно. Halo Wars удалось подружить с консольным управлением, но пришлось заплатить за это большую цену — ограничить геймплей. Поэтому мы делаем SpellForce 3 только для ПК, чтобы не связывать себе руки», — рассказывает наш эксперт.
Наконец, выросла MOBA — одновременно упрощённый и усложнённый ребёнок ролевых стратегий. Механика, взятая у лучших представителей жанра, запустила новый формат — и парочку киберспортивных дисциплин на сотни миллионов долларов. MOBA, конечно, заметно урезана по сравнению с классическими играми: там зачастую одна карта, ограниченное количество героев, почти нет сценария или сюжета. Зато чрезвычайно понятные правила, которые легко даются, но непросто подчиняются — пытаясь измерить глубину механики, подростки спускают годы жизни.
«Я сам небольшой любитель MOBA — гонял DOTA, когда она ещё была модом к Warcraft (а точнее, картой). Потом вышла LoL, я посмотрел — то же самое — и не понял, зачем на это тратить время. Думаю, популярность MOBA объясняется тем, что там очень доступные механики — их поймёт каждый. Но для мастерского владения их надо долго осваивать», — рассказывает разработчик SpellForce 3.
Большие надежды
Да, DOTA — лишь «технический» родственник той же SpellForce. Но популярность жанра MOBA должна лишний раз напомнить: геймеры, а вы не забыли, откуда вообще ноги растут? Возможно, именно бешеная известность этих игр поможет ролевым стратегиям обрести второе дыхание. Однако наш эксперт сомневается в этом:
«Я думаю, MOBA поможет понять людям, что есть и такие развлечения, поможет отвести их от шутеров и дать попробовать что-то новое. Но вряд ли это даст какой-то позитивный — или негативный — импульс типа нашей. Я считаю, что наши поклонники пришли из классики вроде Age of Empires, Starcraft и Sacrifice».
Во что всё это выльется — пока неясно. Перспективы проектов в духе SpellForce пока совсем не очевидны — как и ликвидность самого франчайза. Плюс не забываем, что немецкие хиты регулярно хоронили сами себя — в них просто нельзя было играть, предварительно не вызвав пару языческих божеств. The Guild 2 — ярчайший пример ротозейства: экономико-политический симулятор, скрещенный с RPG, поначалу пленял, а потом вываливался в Windows. Директор разработки SpellForce 3, конечно же, уверяет, что всё будет отлично: мол, тестировали как следует. Да и выставки помогли вылавливать кучу ошибок, которые ранее не появлялись.
Если немцы одолеют свои вечные проблемы, а публика покажет, что триквел SpellForce в 2017 году может быть успешен, возможно, мы увидим возрождение жанра. Пока же союз RTS и RPG — в замороженном состоянии. Первые ласточки уже на подлёте, и не факт, что они не разобьются о скалы — но нам бы хотелось счастливого конца этой истории. И длительного продолжения следующих.
Авторы текста: Илья Божко, Игорь Ерышев, Полина Есакова
Источник:
Да да,я существую😅
Но ведь он сказал про лигу легенд
На постер с девкой с заглавной картинки фапал когда был мелким - безудержно.
даже на твиче из русских ее ни кто не стримит почти, а те кто стримит их ни кто не смотрит, по сравнению с дотой
хотя помойка2 надеюсь скоро умрет с ее комьюнити
Так в доте одни русские, не?
на лоуммре в основном, потому что они самые лоускильные
на хайптс в основном бурги
При чем тут ммр если я о общем соотношении людей?)
он объяснил вроде
что русских много только на лоуммр из-за убогости скилла и частого или даже каждодневного горения, более скилловые - европа/сша.
Бред. 20% проф игроков из РФ и Украины. Еще 50% в Китае. США вообще в заднице.
в 20% я так полагаю это днави и вп?
ты их считаешь про игроками?)))
они уже скатились, и не показывают нормальных результатов судя по последнему турниру В
Согласен, вообще все что связано с моба и валве должны уйти куда подальше
А spellforce пропал взазлеб. Еще долбаная starforce защита доставляла той еще кислоты.
Аддон дороже помню стыбзил. Эх, было время.
А не одна фигня?
Не знаю, играю только в доту. Не стану поливать грязью или хвалить игру, в которую даже не играл.
Не только ты) Я тоже в нее не играл)
Продолжайте держать нас в курсе
Ты не один))
Та же фигня
Ну я играл лишь в карту для Варкрафта 3 лет... 15 назад. И с горздо большим удовольствием мы играли по сети в нормальные карты для Варика.
Да, лол лучший
Именно поэтому, в этой игре, самый большой призовой фонд, среди компьютерных игр.
А как призовые фонды связаны с падением онлайна в игре?
Напрямую. Если бы игра умерла, как ты пишешь - в неё бы играло мало игроков - она стала бы непопулярной - никто не стал бы вкладывать в умирающую игру кучу бабла, ибо не окупилось бы.
Но vанга из тебя плохая, поэтому Дота 2 еще долго будет жить
С 2016 года онлайн упал в 2 раза. Откройте любую статистику активности доты. Призовые фонды тут не причем. А с таким отношением Valve к комьюнити и не прислушивание к тому, что хотят игроки, доте осталось от силы пару лет.
Онлайн падает везде. Wow тем не менее не перестает выкачивать деньги за подписку
а вы проанализируйте на какой момент пришелся существенный спад онлайна в доте) Подскажу, он подозрительно совпал с выходом пубга, куча народу тупо ушло туда. Ну а валв да, не особо прислушиваются.
Тем не менее именно как киберспортивная дисциплина дота очень сильна и слабее не стала с 2016 года и как раз призовые фонды турниров очень наглядно это показывают.
0sid8,
Лига легенд вышла раньше доты 2, но до сих пор держит планку по онлайну. Тут вопрос не к жанру как таковому, а отношении разработчиков к своему детищу. Последние игровые обновления доты вызвали бурю недовольства в коммьюнити, как пример, это обновление матчмейкинга, который ничего не поменял даже, а это повод для некоторых уйти. И такая тенденция у Valve длится довольно прилично по времени.
К спаду онлайна привели овервотч и пабг, везде об этом сто раз писалось.
И самый маленький онлайн) призовой фонд чтобы привлечь к мёртвому проекту
12кк, очень маленький онлайн.
у WOW- 1 млн.
В лол больше 100млн и онлайн все растёт, самая онлайновая игра в мире. В доте 2 фиксируют онлайн уже ниже 400тыс
лол детей больше чем в доте проценот на 99%
А дота для дцп, вот такой вечный спор
очень интересно твое важное мнение, пиши дальше
Мог бы промолчать, раз нечем дополнить
люди не любят напрягаться, в доту намного выше порог вхождения и намного более токсичное комьюнити. Зайти приятно провести пару часов не особо напрягаясь - привет лол, хочешь челленджа - лол плохой выбор.
Сейчас по сути в основном дота держится на Китае и СНГ (причем доминирование только в СНГ, в Китае просто много игроков), лол популярен по всему миру.
Мб канешн в скором времени из моба и останется один лол, ибо сейчас и конкурентов у него толком нет кроме доты, хотс не тот уровень совершенно, но по мне в этот день можно окончательно говорить, что жанр моба превратился из симулятора формулы1 в аркадный нфс.
Какой челик) с таким дисбалансом как в доте можно сказать что ещё идёт тестирование, да и в лол уже графа лучше
В лол графа лучше? Омг лол, не пиши тут больше, прошу
Ты обзоры видел? Показывают графу самой первой лол и доту последнюю и говорят да в доте лучше. Омг лол не общайся как дятел
Дурашка, зайди на твич и сравни сам. Каким надо быть сверхразумом, чтобы мультяшность лола назвать лучшей графой, чем в доте...
мультяшная графа лучше разве что для школьников..
Про дисбаланс тож смешно, найс баланс в игре, где дисбаланс даже не на уровне шмоток, а на уровне героев - сама концепция подразумевает, что определенный герой может вырезать 5 героев врага просто потому, что он такой.
В доте на последнем интернешнеле было пикнуто 106 героев и забанено 108, наверное это потому, что там нет баланса и все играют 20 героями, потому что они имба.
Отправь условного среднего игрока-лолера на месяц в доту и такого же по уровню дотера в лол, и увидишь, кого из них будет унижать каждый второй школьник и доводить до истерики с подгоранием пятой точки. Подскажу, это будет не дотер, для него в общем-то будет практически курорт.
Поэтому все играют в лол) потому что ваши аргументы пустые
кудах-мультяшная графа-кудах. А на деле в одном персонаже с вижуал апдейтом или в новых больше полигонов чем во всём, что на экране в доте. Хоть уже давно хейчу лол и поигрываю на автомате иногда, но дотеры- те ещё поехавшие некрофилы.
ну да, в нфс тоже больше людей играют, чем в симулятор формулы1) менее казуальным г-ном от этого лол не станет)
да хоть графон от батлы воткни в лол, стилистика никуда от этого не денется. А стилистика графона в лоле для школьников и анимешников, ну больше я хз кому может быть интересна настолько мультяшная графика.
графа в лол?...ммм это там где герой ходит по прямым линиям, и поворачивается угловато? впечатление что 2д игра. И да, я про новый лол, а не старый. После доты сразу подмечаешь:"...что за дерьмо с графикой?" Брат как то уговорил сыграть, в тот же день удалил. Убожество. И да, лол в СНГ непопулярен, играют единицы, на твиче никто не смотрит, будущего в СНГ нет
Скажу как дотер стаж 4к часов, лол люди норм но играть сложно я не смог освоить всю информацию. И из-за недоступности всех чемпионов обучится становится ещё сложнее, ибо понять суть всех вещей легче когда сам пробуешь а не читаешь.
Суть недоступности героев в том и заключается. Пока откроешь героев - научишься играть и у тебя уже будет определенный пул для каждой роли
Как весело вы оправдали еще одну возможность для доната))
1. Это не оправдание, а вполне разумно.
2. Донат в лоле абсолютно не влияет на баланс.
Не хочешь - не донать
И игры даже сравнивать нельзя, это как nfs и лада рейтинг клаб сравнивать, что из них что онлайн показывает
Але дядя какие 12кк, в доте ~400к онлайна, открою тебе тайну )
Ну и о чём твой фонд говорит? О том, что дота-коммьюнити донатят как умолишённые? Дота - прогнившая фигня, и это факт. Валв испражняется на голову дотовскому коммьюнити просто в открытую - все патчи исключительно под про-сцену, эвентов нет и т.п. Это не игра, а помойка.
единственное, чем вальв гадят комьюнити - это нежеланием кардинально менять ммр и систему репортов. С патчами, балансом итд там все абсолютно в порядке, ивенты ради шмоточек..ну хз, мб кому-то оно надо. Вон включили к новому году ивент.
Просто стоит понимать, что если вальв не делает игру окончательно казуальной гадостью для школьников - это не патчи под про-сцену, а патчи не под школьников, а это большая разница.
Даже имея в дотке птс 4.8к, в лоле ни разу напрягаться не пришлось. Лол в несколько раз проще дотки и это печально
Тут ты не совсем прав, все от уровня зависит, твой ммр довольно средний, в лол это голд 1 - платина 4, все веселье с даймонда идет, это для доты где то 6,5-7к ммр
все зависит от уровня игры, напрягаться нужно на твоем уровне. Если человек на 5к в доте напрягается, а на аналоге 5к в лоле ему легко, то значит в лоле у него больше 5к.
Уровень игры понятное дело, чем дальше, тем выше, просто сама по себе лол куда более казуальная игра, причем даже на про-сцене. Я посмотрел гдет с полгода назад 2 карты финала чемпионата мира по лолу в записи, не помню как он у них там называется, и у меня было стойкое ощущение, что я смотрю тир2-3 турнир ибо ты смотришь и не понимаешь как в некоторых моментах могут прощать соперники такие действия.
Это не эвент - это кастомка. Эвент - тематическое событие, суть которого заключается в погоне за наградой. Нет награды - нет эвента. Если отсутствие эвентов теперь считается чем-то хорошим, то остановите Землю, я сойду.
ну как бы дают сундук за 3 победы) Ивент в любом случае скатывается к кастомке в том или ином виде, все отличие в наличии шмоток в награду. Кастомок в доте море и без ивентов, на любой вкус. Шмотки только косметика, с ними канешн лучше, чем без них, но в целом - вообще плевать, от красивой шмотки ты лучше играть не станешь.
Да пипец как щедро - один сундук. Это у них видимо эвент такой - получи один сундук, задонать ещё 10. Весело. Вообще нет желания поддерживать такого разработчика. Вот чисто во всех онлайн играх эвенты сейчас, а в доте как обычно - кастомка, и плевок в лицо в виде одного сундука)
Ситуацию мог бы спасти компендиум, но оглядываясь на инт - будет очередная дрисня, с запретом продажи сокровищниц и сетов 1,5 года.
хм, т.е. по вашему тру ивент = по сундуку за каждую кастомку, хотя эта кастомка проходится за 15 минут) Сундук не один, хоть бесконечно их фарми.
Какой вот сейчас ивент в лоле? Чем отличается от кастомки с сундуком в награду? Я вот не могу придумать в рамках моба-игры ивента с некосметическими наградами еще и не в виде кастомки. Можно сделать в стиле победи 2 раза в ладдере - получи шмотку, но это еще унылее.
Ну и как бы вы шмотки выбиваете ради того, чтобы их носить или ради продажи? Если второе - то компедиум нужен не для того, итак в целом за копеечную цену ты получаешь море плюшек, даже если ты просто купил компедиум, больше в него не донишь и просто играешь. Плохо, что обменять нельзя, но обычные шмотки недорогие т.к. компедиумов море, а редкие награды с большой долей вероятности больше 1 раза не выпадут.
Да и вообще, вы блин судите игру за то, что вам халявных шмоточек меньше подгоняют, мне на это плевать. Я мб и недоволен тем, что сейчас происходит в доте, но конкурентов у нее нет, лол это абсолютно другая игра с другими сильными сторонами, которые вообще никак не компенсируют сильные стороны доты. Повторюсь - когда я захочу поиграть в казуальную аркадную игру с целью расслабона вечерком под пивко - я пойду в лол, в ином случае лол неинтересен, челленджа он не предоставляет.
Бро ты не прав, в ЛОЛ больше призовой фонд, просто в доте есть только общий турнир, вы еще на него книжки покупаете, забыл просто как называется, а в лол 8 турниров и 1 общий, сумарно приз в 6 раз больше чем у ДОТА2. Кроме того, в ЛОЛ Рито платят зарплату всем "кибер-спортсменам" и платят неплохо, в ДОТА2 деньги ток за турниры и рекламу...
Вообще в доте в течении года чертова туча турниров проходит... Взять тот же Major. Просто International самый крупный.
во-первых, членам команд платят зп свои организации, помимо призовых за турниры.
во-вторых, в этом сезоне будет 19 официальных турниров от валв + интернешнл, на каждом из этих турниров призовой 300к/1-1,5кк долларов, на инте призовой был в прошлый раз 24кк, в этом плане канешн да, разрыв большой.
Получается вы говорите, что суммарно за 6 турниров в лоле призовой фонд примерно 180кк долларов или по 22,5кк на турнир) При этом я тут чутка погуглил и мне выдало, что призовой фонд чемпионата мира 2017 в лоле был 4,6кк долларов. Чет не сходится, не правда ли?
По мне так заново переродилась благодаря новым героям, карте и патчу.
Она мертвой родилась, просто детей с пороками развития окозалось очень много, оттуда и популярность.
Да, помню в клубе на ночь оставались, еще школьниками были.. нашел какую-то карту, оказалось это дота. Но не зашла, слава богу.
Через месяц эта карта была уже на всех мониторах страны.
Неужели до сих пор в это играют?
Неужели. Вы с какого века, господа?
Друг мой, ты сколько спал в криокамере? 10 лет?
7, если быть точным))
Я помню AOS где базовыми героями зпщищали три трона. Сейчас превратилась в копию dota allstars с летающей лавкой и рунами.
SpellForce 3 тоже не понравился. всегда магом играл а тут просто убило что маги нет. только с 10 навыков. это когда в предыдщих частях было более 2000 свитков !
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
По-моему ему предыдущий понравился))
Доминирует только по призовому фонду, по кол-ву зрителей лолец впереди.
Да и призовой фонд от донатеров на компендиум)
Главное в это верить
Нужно просто глянуть на трансляцию твитча в период интернатионала и увидишь всё
Кстати, а почему так просто не гуглится онлайн зрителей на интернешнеле? У лола в пике было 106 миллионов зрителей со всего мира.
Норм так-\равнивать онлайн турнира и рядовым онлайном в разных играх, а вот если сравнить число зрителей ворлдсов и ваших интернешиналов- то опять же не в пользу доты. Такие дела. PS обе дерьмецо хД И жду когда поехавшие Рито наконец тоже убьют свою игру.
Бери выше 20. Сам иногда играю в первую. Несколько знакомых до сих пор ночами катают. 25+
Ну и как там, рачьё небось хорошо так ипёт нервы?) Хотя скорее всего вся нечисть уже давно в Д2
Да, я сам на нервы капаю людям, с бука сижу и в замесах слайд шоу 😂
Мне 34 играю с 2004-го года до сих пор. Не скажу что психика у меня расшатана.
Это к blackJack
Что-то странные нынче голоса у детей пошли. Прокуренные, пропитые, как будто им лет 35-40
К тому же карты по 40 минут в среднем довольно утомительное занятие. В этом плане hots хорош, есть и разнообразие в картах, и игры не такие длинные, ну и платность игры делает ее более дружелюбной.
Rts и не умирали, просто корейцы всех рвут, вот в других регионах они и не популярны)
Ну 5-е герои были ниче. 6-7 я не пробовал, но вроде отзывы хорошие. 3-е герои остались в душе потому что для многих это был первый мультиплеер (зависнуть с друзьями за 1-м компом на выходных мммм....) с хорошим(относительно) балансом и разнообразием. А когда появились следующие версии - интернет стал более доступным, комп клубы тоже, и стало интереснее играть в другие игры.
Странно. мне больше 2 часть понравилась. Там больше упор на РПГ-составляющую. Правильно прокачанная пачка героев спокойно выносила вражеские армии без своих войск.
Да и сюжет там как то поинтересней, доп квесты довольно оригинальны.
ИМХо конечно.
В том и проблема, что это стало боььше рпг, а не рпг и ртс
Можно потому что это копия лола
Специально для фанатов МОВА- все ваши игры убоги, ибо тимплей с рандомами- зло.
Не благодарите за fix.
По-сути, мобы вылезли как раз таки из жанра RTS. Поэтому разобрать тут их стоило, но автор совсем ничего не знает и приплел вовсе не в тему статьи.
Поэтому я и написал "напрямую". МОБА уже давно существует сама по себе, тут уже нет никакой разницы, что откуда вышло.
Полностью солидарен. В доту ни когда не пробовал играть, хотя третий Варкрафт, включая Frozen Throne был пройден мною от А до Я. Что касается Spell force, играл в него года в 2004 кажется, или около того. Игра была просто шедевральна на тот момент. Это была бомба. Зацепила настолько, что играл во все аддоны к ней. Третий Спеллфорс куплю однозначно, на очередной распродаже. Именно куплю, ибо уже 33.
Не знаю, сам его прошел с удовольствием, очень интересная игра. Но нетакая шедевральная как рох и тфт, имхо. Это как диабло и сакред.
слишком толсто.
"в конце 90-х Bungie, критически оценив разрабатываемый проект из серии Marathon (тот сильно напоминал грядущий Quake), свернула с шутерного пути"
Bungie выпустила аж целых три части Марафона: Marathon, Marathon 2: Durandal и Marathon Infinity. И только потом занялась Halo. А ещё была превосходная Oni, в которую даже сегодня играть - одно удовольствие.
Потому что я зашел вчера в нее поиграть - новая карта, новое расположение всего, СФ из физ демедж дилера стал прокастером.. и если посмотреть, то в игре нет постоянства от слова "совсем". Может так и задумывается, типо, игра постоянно в движении и все такое, но я хз.