Раскладка WASD знакома каждому «пека-боярину». Это незаменимое, интуитивно понятное и не требующее объяснений сочетание клавиш. Со времён первых 3D-шутеров руки геймеров привыкли к левой части клавиатуры. И просто невозможно представить раунд в «Контре» без привычных нажатий Shift и Ctrl. Но каких-то двадцать лет назад история могла пойти другим путём. Как вышло так, что сегодня нам не приходится барабанить пальцами по ESDF или ASDX?
Начало начал
Парадоксально, но прообраз современного геймпада возник задолго до создания самих приставок. В декабре 1948 года изобретатели Томас Голдсмит-младший и Эстл Рей Манн оформили патент на использование осциллографа для игровых целей: в документе описывалось управление точками на экране с помощью контроллеров. Их и получила в 1975-м Atari Pong — знаменитая консоль первого поколения. Большего и не требовалось: ракетка в пинг-понге перемещалась лишь вверх или вниз. Но вскоре техническая сложность проектов возросла, и стали активнее использоваться четыре оси передвижения. С этого момента и началось развитие концепции классического контроллера — с крестовиной и дополнительными кнопками.
Что касается PC, функциональные клавиатуры были доступны уже с 1980 года. И количества клавиш вполне хватало для развлекательных задач. Пока стандартом индустрии оставались платформеры и боевики с видом сбоку, об использовании мыши никто не помышлял. Хватало четырёх стрелок направления, а большинство действий просто «навешивались» на свободные буквы. Яркий пример — культовая псевдографическая Rogue, породившая жанр roguelike.
Все команды в ней привязывались к клавишам. Например, R отвечала за чтение заклинаний (read), T — за бросок предмета (throw). И никаких выпадающих меню или графического отображения инвентаря! Проще говоря, многие хиты тех лет были образцовой иллюстрацией поговорки «без поллитра мануала не разберёшься». Сомневающиеся могут хоть сейчас попробовать пройти этот ролевой шедевр, в рекордные сроки достичь просветления и со слезами на глазах бежать обратно в казуальный Dark Souls.
Никакой унификации всего этого девелоперского беспредела, разумеется, не было. Некоторые удачные наработки, вроде перемещения при помощи стрелок на клавиатуре, прижились сами собой, но о едином стандарте управления речи не шло. Как и об управлении мышью, которое, в отличие от самого манипулятора, стало использоваться гораздо позже.
Первые шаги
Активному использованию «грызуна» вкупе с клавиатурой способствовали игры с видом от первого лица. Примечательно, что появились они задолго до трёхмерной графики. Например, боевик Maze War разработали в далёком 1973-м. Но более привычные очертания жанр FPS обрёл только с выходом в 1992 году псевдотрёхмерных Ultima Underworld и Wolfenstein 3D.
Впрочем, если для Ultima мышь была суровой необходимостью (из-за обилия элементов интерфейса), то в похождениях Би-Джея Блажковича она оставалась простой опцией. Пусть картинка и претендовала на трёхмерность, перемещение происходило всё в тех же двух плоскостях, что и раньше. И клавиши-стрелки в комбинации со стрельбой (Ctrl) не вызывали дискомфорта. Такая раскладка ещё долго оставалась стандартом для шутеров. Не избежала этой участи и культовая Doom, а следом — не менее легендарная Quake. Однако именно «Квейку» и предстояло совершить «клавиатурную революцию». Последствия которой определили дальнейшую судьбу не только жанра, но и индустрии в целом.
Новейшая история
Комбинация WASD, привычная сегодня любому «пека-боярину», долгое время оставалась неизвестной — в обиход она вошла лишь в 1997-м. Её популяризатором (но не первооткрывателем) стал именитый в те годы чемпион Quake — Дэннис Thresh Фонг. Как и большинство «квакеров» того времени, Фонг пользовался только клавиатурой. Она казалась единственно логичным выбором для сетевых побоищ.
Но после ряда поражений в тренировочных матчах со своим братом, использующим связку клавиатуры и трекбола, Дэннис решил освоить мышку. Свободная рука естественным образом ложилась на левую часть клавиатуры — оставалось только выбрать оптимальное положение пальцев. Закреплению WASD в народе предшествовал ряд экспериментов, включая даже странное сочетание WADX. Остановившись, в конце концов, на финальном варианте, Фонг и далее использовал только его.
«Я не собираюсь присваивать себе славу изобретения этой схемы (WASD). Я просто наткнулся на неё. Уверен, что и другие люди использовали её, основываясь на личном представлении об удобстве. Я лишь помог ей стать популярной у тех, кто предпочитает шутеры от первого лица» — Дэннис Thresh Фонг, чемпион Quake.
И действительно, сам термин «профессиональный геймер» на тот момент ещё не вошёл в обиход: Дэннис тогда был известен просто как «лучший игрок». Но с ростом популярности ему всё чаще доводилось слышать один и тот же вопрос: «Каковы твои настройки?» Развернутый ответ он изложил в мануале Thresh's Quake Bible, где WASD описывается, как «перевёрнутая Т». К его рекомендации прислушались: ведь до того, как Фонг обрёл славу в Quake, он был звездой мультиплеера Doom. И многие подражали своему кумиру.
Однако без влияния Фонга схема «по умолчанию» была бы иной. Например, ей могла стать до сих пор известная в узких кругах ESDF. Или ещё более странный вариант с использованием ZXC для движения назад и вбок, а правой кнопки мыши — для ходьбы вперёд. Некоторые ранние шутеры предлагали не менее сомнительные решения. Например, раскладкой по умолчанию в System Shock 1994 года была ASDX. А в космическом симуляторе Descent — AZ (для полёта вперёд-назад) и QE (для крена по осям).
В архивах «Гугла» до сих пор можно откопать советы использования в Quake клавиш Q/Е для движения вбок, и A/D — для поворота. Не говоря уже о такой экзотике, как A, Shift, Z, X. Но, в конце концов, на становящуюся популярной схему управления обратил внимание сам Джон Кармак, в то время тесно общавшийся с Фонгом. Он и добавил в Quake 2 конфигурацию Thresh’a как одну из дефолтных схем управления. Однако, несмотря на такую удобную опцию, Фонг не считает, что включение его конфига в Q2 — главная причина популярности WASD. Ведь к моменту выхода сиквела в 97-м комбинация уже была в ходу.
Сегодняшний день
Если первым переломным моментом в истории WASD стала победа Фонга на турнире по Quake, то второй наступил только в 1998-м — с релизом Half-Life. Сотрудники Valve, игравшие в Doom и Quake, подружили с понятно какой схемой управления и фанатов Гордона Фримена. Это помогло раскладке закрепиться в качестве стандарта для 3D-шутеров. В том же году вышла Starsiege Tribes, также по умолчанию предлагавшая WASD. Той же дорогой пошли Quake III и Daikatana. Окончательно же народной схема стала в 2004 году — World of Warcraft прочно закрепила её в сознании миллионов.
Правда, отдельные очаги сопротивления встречаются и по сей день. Например, Гейб Ньюэлл в интервью журналу PC Gamer признался: «Лично мне не нравится сочетание WASD, поскольку эти клавиши находятся далеко от тех, которыми ты печатаешь. Я всегда переназначаю всё на ESDF». И он не одинок: в интернете хватает тех, кто яростно защищает подобные варианты. Но, так или иначе, WASD уже не остановить — слишком прочно эта раскладка закрепилась в подкорке как игроков, так и разработчиков. Конечно, большинство современных тайтлов позволяют спокойно сменить раскладку, — но стоит ли это делать?
Автор текста: Виктор Сидоров
Источник:
(Комментарий удален)
(Комментарий удален)
теперь я знаю чем ньюфагам доказывать, что Халф Лайф - легендарная и важнейшая игра! Без неё не было бы WASD !!!
Я уместил всю суть статьи в одно предложение. Увольте бездарность написавшую ее.
Долго сам пользовался ZSCX, и в кваках, и в первую халву, и во вторую. Потом надоело постоянно перебивать управление, начал уже пользоваться AWDS. Но первый вариант все равно по моему лучше - позволял на QWE поставить другие необходимые "быстрые" команды.
Там оружие же сидит?!!
SidN,
Извиняюсь, это ответ death9999...
Появились эти кнопки от пользователей ПК и ПУ 70х-80х , сами операторы ПУ и пользователи ПК часто переназначали кнопки курсора на WASD и ESDF .
По-моему, всё написано крайне доступным языком. Попробуйте ещё раз осмыслить прочитанное.
Всё намного глобальней без HL не было-бы Сounter Strike
Про Action Quake не слышали? Вот без нее бы контры точно не было
Quake 2 Terror еще был, по сильнее экшена имхо😈
Без движка не было бы халфы
В смысле ньюфагам?
Это же игра где уже есть разделение урона по частям тела и в целом пиксельхантинговый геймплей, нудные скриптовые сценки типо самого начала. В моем понимании это и есть игра для ньюфагов. Самой старый шутер "новой школы", фактически первопроходец в деле деградации жанра.
а что, расцвет это Dangerous Dave по-твоему?
Это Doom и Hexen в первую очередь. Но и другие игры на этом движки и на Build, и игры типо CyClones тоже ничего.
Не трогай Dangerous Dave. Это святое!
Вторая квака - первый халф-лайф, это рубеж разделяющий шутеры "старой" и "новой" школы
тогда уж WoW надо хвалить, в ней количество заходов-то побольше в сумме.
Только это ложь , еще до кваки и халвы переназначали сами пользователи управление на буквы , и чаще всего это были буквы WASD и ESDF - вот и все , не игры привнесли эту раскладку а пользователи ПК и ПУ 80х .
До Халфы в том же году вышла Battlezone, про танки на луне, марсе и т.д.. Там тоже по умолчанию было wsad.
Уж первонаковства я от тебя не ожидал. Лишь бы что-то написать
Никогда в жизни это цветное дно не было и не будет лучше й2-й3. А самое лучшее й2дм1
А вот вторй квейк, с которым и надо сравнивать анрил, здесь был как раз похуже первого.
Можете написать что он сказал , а то дико интересно , а комент удален. Что же сказал димон?
Не помню, увы
Хотя, он писал, что Анриал лучше. Что-то вроде тогг
Месье знает толк в извращениях. Без мышки в него, как и в Blood играть как-то не очень...
только в первом варианте у тебя под большой палец пробел и Альт, а во втором - только пробел...
Сочетание ZSCX в этом смысле было удобнее. Три клавиши сверху - назначай что хочешь. Но когда в каждой игре стало по умолчанию AWDS...
Дану, мышь в правой, хотя я левша
Тогда ты не левша.
Гениально, пишу и всё делаю левой рукой.
Что я такое???
Ты правша. Просто не знаешь об этом
Но ведь это сложнее, нет?
То же самое, что и машину водить, ручка КП справа
Попробуй писать правой рукой, а мышь в левой руке держать. Если дискомфорт минимален или его вообще нет при использовании, то ты, считай, уникален. Можешь пользоваться вещами как правой, так и левой рукой. Только немного практики надо. Совсем чуток
Амбидекстр. В фехтование иди.
Да это дело привычки.
Ты же правша, так?
А wasd левой рукой юзаешь...
Мне мышку левой держать неудобно, она несимметричная
Когда-то работал в техподдержке, и был у нас сотрудник - левша. Мышка слева, кнопки переназначены. И знаете, перестраиваешься достаточно быстро. Сложне было, когда с его компа заходишь на терминал, где его настройка кнопок не действует. И переключаешься между терминалом и радости столом: в голове постоянно вопрос «какая клавиша сейчас нужна?»
Неудобно... Есть хорошие игровые мыши для левой руки.
Тоже левша, мышь правой. Но большинство бытовых дел левой
Машину тоже праворульную предпочитаешь?
С машинами нет проблем, по мне так держать управление на много более ответственное занятие, чем переключать передачу или ставить на ручник, (там не так сильно задействована мелкая моторика, как при работе с клавиатурой), тем более забыл уже когда в последний раз на ручке ездил.
Но с машинами другой прикол не так давно случился, после 10-ти летней эксплуатации машин на автомате, я случайно узнал, что люди имеющие две ноги, автомобиль с автоматической КПП, нажимают на педали только правой ногой поочередно, я на пару дней вообще "выпал", просто не мог подумать, что такое возможно и руководствуются тем, что бы не перепутать, как можно перепутать, если ты точно знаешь, что левая тормоз, правая газ, а вот с одной ногой, как раз таки можно легко перепутать.
А ещё зачем то придумали слева площадку для левой ноги. Вдруг за неё тоже зацепишься и получится аварийная ситуация.
Вы обьясните зачем давить на газ и тормоз сразу? Так зачем же использовать сразу 2 ноги? Если можно выполнять только 1 действие. Быстрее использовать одна сцепление и 1 на газ/тормоз. Кстати время реакции сильно хуже. Как автошколы учат самое верное. В пдд правила написаны кровью
По моему, очень надумано, предотвращается аварийная ситуация в первую очередь мозгами и анализом ситуации на дороге - если этого не делать то не помогут ни сэкономленные миллисекунды, ни на порядки большие отрезки времени! А 2 ноги постоянно над педалями - извините перебор, чересчур блондинисто
(ну а людям пересевшим с ручки, левую ногу поначалу вообще приклеивать нужно 😁)
Попробуй PL:" Я так себе бинды ставлю. А в дотке UJIKOP
Но вообще боль быть левшой, если привык к мыши в левой руке
Меня все устраивает более чем в повседневном использовании, кроме моментов, когда в игре нет переназначения клавиш, но если такого нет в игре, то и игра почти всегда отстойная, если разработчик даже такую мелочь не учел, что уж говорить про сам геймплей.
Я привык к мышке в правой, хотя то же левша. Не надо ни чего перезначать каждый раз. Раньше всегда на стрелки переназначал, но мышь всегда в правой держал...
Я тоже левша, но мышь в правой руке всегда, только иногда ловлю себя на мысли что у левшы лучше реакция левой руки( это я себя так успокаиваю, когда мне ставлят хедшот а я ничего даже сделать не смог)
В Шутерах всегда мышь в Левой руке, эффективность, намного лучше. Но мышку нормальную купить сложнее, но они есть.
Я просто пробывал на симметричной формы мышке, так левой рукой не могу толком нормально мышкой управлять, как быдто старик какой то что первый раз сел з пк, потом короче забросил это дело
Каждому свое, да и еще важно как научился. Я в принципе могу работать мышкой правой рукой без проблем но только в офисных задачах. Но в играх, о особенно в Шутерах, все очень плохо выходит. С другой стороны меня в детстве научили писать правой рукой(переучивали) , и я без проблем пишу сейчас только в три раза медленнее чем левой.
Сколько друзей левшей все на wasd играют .
А QA OP M не помнишь?)
Знаешь, я помню 67890... но это на спектруме. Там кнопки ровной сеткой располагались... но был джойстик! Площадка на проводе с тупо 5ю кнопками такими же как и на клавиатуре. Шик был. До сих пор в гараже храню рабояий экземпляр...
На нём, родимом))) А "площадка" - это capston joystick (кажется, не так пишется), это уже прямо изыски. На "Робике" уже прямо в корпусе было, а до того строго на клаве рубился. R-type, Target : renegade, Elite, RoboCop, Rob in the Hood... Эх))
Потому что раньше не надо было нажимать на левый шифт/кнтрл, в играх не было столько кнопок +на есдф сложнее жать на "1".
Та почему есдф? Пихай эту перевернутую Т в любое положение на клавиатуре - это же так удобно запоминать когда твои главные кнопки окружают такие же опорные. Это как делать энтер маленьким или бекспейс..
Я вообще играю на PL:"
вы видимо лилипут раз приходится тянуться к стрл или шифт, лично я вообще не ощущую дискомфорта при касании мизинцем этих клавиш, и да абсолютно не приходится тянуться у ним
К примеру мне с ESDF большим пальцем неудобнее жать alt, ему остаётся только один пробел. На ESDF мне мизинцем ctrl вообще не достать надежно. Разумеется это не причины популяризации, но для моей руки WASD выигрышней.
Этотне беда, конечно трудно понять когда не участвовал в эволюции. А для меня это как вспомнить поход в кинотеатр на 1й американский пирог, конечно он тотсейчас лежит где то на жестком, но уже не то :)
"М" забыл)
клава на ноут, если только это не флагман за пару килобаксов, стоит 500-600 рублей. Мне бы проще было поменять, чем так над мышечной памятью издеваться :D
Во многих играх приседание сразу на С, что почти там же где и alt.
Если только рука небольшая. У меня большой палец по центру шифта лежит, и загибать его так далеко намного проблемнее, чем мизинец на Ctrl переложить :)
У меня как раз большие руки и длинные пальцы, но мизинцу как-то некомфортно на Ctrl. С начала я нажимал на Ctrl запястьем, тогда нормально можно играть.
Как с большой ладонью и длинными пальцами можно нажать запястьем Ctrl? О_о Кладу руку на WASD - у меня пробел проходит по линии второй фаланги указательного пальца. Запястье при этом удалено от линии пробела на практически полную длину того же пальца. Вы, батенька, либо акробат, либо чего-то не договариваете xD
Приложил руку и посмотрел, я ошибался. :D ладонью, около основания мизинца нажимаю на Ctrl, чуть скрутив кисть.)
На всех нормальных клавиатурах не выделяется, либо просто лежат запасные проризиненные кнопки. Разве что на дешевках может быть такое.
"нормальных" это для набора текста и без подсветки? Я игровые имею ввиду. Нашел только A4tech полную механику с комплектом обычных клавиш в замен силиконовых QWERASDF, но на ней текст набирать невозможно из-за дурацкого шрифта и расположения кириллицы. Валяется без дела, а я сижу на детской реддрагон из-за нормальной подсветки одинаковых клавиш.
Нормальные - это как раз НЕ афортечи и прочая попса. Что не так с нормальными Tt eSPORTS Poseidon, Zowie Celeritas II, HyperX Alloy Elite, SteelSeries Apex M800 и кучей подобных? Если вопрос в цене, это проблема всё же не клавиатуры. Сейчас бы брать дешманскую модель и жаловаться на клавиши.
Зачем нужна подсветка клавиатуры? о_О
Не все умеют в слепую десятипальцевую печать, однако. Сам таким страдаю, но всё лень выучить; в вечернее и ночное время таки приходится подсветкой пользоваться.
В думе движение мыши по Y приводит к перемещению персонажа вперед-назад, поэтому мало кто так играл.
очень даже играли, когда стрейфы переносили вручную на стрелки (тогда еще на wasd не догнали, но смысл тот же), а не с альтом. И в клубах всегда спрашивали, у тебя какая раскладка сальтом бегаешь или стрелками))
Проблема не в стрейфах, а в том что случайно двинув мышь вверх можно упасть в кислоту.
👍
так что давай ка автор статью исправь
Судя по грамматике, на этой машинке не только твой дед печатать учился. Каретки не забывай смазывать — а то регистр на ней явно не работает, дефис не набирается, да и с другими знаками пунктуации всё плохо. :D
ты меня щас типо оскорбил чтоли?го раз на раз ботан
Увы, за количеством опечаток не могу разобрать, что там выше написано. Use MS Word, Luke! :D
очки одень кура
А таки поцчему Ви рекламируете продукты Micro$oft? Сколько они Вам за это платят?
Видел так говоrите "Майкрософт", как будто это что-то плохое =)
Так деду-то простительно, у него ещё до 45-го две контузии
Всё очень плохо, я попробовал так пальцы загнуть. Руку под нумпад надо постоянно отрывать - и это при том, что она у меня немаленькая, мышь Logitech G500 мелковатой кажется. Может, в какой-нибудь скайрим и можно неспешно побегать, но в любом сетевом шутере порвут за счёт скорости реакции и меньшего времени на нажатие.
мне норм,главное даже не как всё настроено,а привычка,а привыкнуть можно ковсему и это уже не будет казаться чем то не удобным,это примерно как юзать 5-10 лет одну мышку или клаву,а потом поменять их на другое,по начало тоже будет не удобно,нас чёт нумпада,я не отрываю руки,повторюсь,кнопки задействую только крайние,0,1,4,7,чем реже используется кнопка,тем дальше она может находится,все максимально нужные и часто используемые,находятся рядом друг с другом,в общем это дело привычки.
Да привыкнуть-то можно и не к такому, просто для себя не вижу смысла что-то менять. Левая рука на клавиатуре слева, правая с мышкой — справа, всё логично же. Пытаюсь понять, что я упустил :D
Стрелочки, кстати, всегда напрягали - даже будучи правшой, играть неудобно, приходится клавиатуру далеко влево убирать, да и положение руки в нижнем ряду клавиатуры неудобное. WASD никакого дискомфорта не вызывает, особенно с подставкой под запястье. Указательный палец легко достаёт до E, R, F,C, мизинец лежит на шифте и если надо, прыгает на Ctrl. Куда ещё раскладку сдвигать-то? А для всяких меню с колесом прокрутки есть боковые кнопки мыши.
Вот тоже всегда для меня было wsad, и читается проще, и вроде как логичнее (вверх вниз влево вправо)
Потом, под руку попала Контра, а там по-другому уже просто невозможно было бы)
ну а так, интересно)
Удобнее произносить.
Все wsad
это на Спектрумах было, если мне память не изменяет. А в тексте речь вроде за ПУ на базе x86 уже, начиная с DOS как минимум. Но вообще помню, как это было — уж лучше стрелки, чем такая распальцовка ))
Популярной WSAD и правда сделали HF и Q2, но известна она была даже до Quake 1 (который, кстати, уже позволял легко настроить управление под мышь).
курсорные стрелки для левшей
Правда,многим левшам подходит WASD.
Зашёл в комментарии, чтобы оставить этот комментарий.
Одно неясно - к чему эта "яростная" защита? Совсем что ли делать людям нечего?))) Переназначь как тебе удобно, и живи спокойно дальше...