ОК, вставлю свои 5 копеек по данному вопросу, думаю, кому-то мой опыт может показаться полезным:
Сам лично столкнулся с проблемой учета финансов, был полным чайником в плане пользования специальными программами и при этом обладал полным отсутствием желания все эти проги изучать, ибо сложно и громоздко. В итоге расскажу про свою эволюцию, может, кому поможет.
Дано: я, две пластиковые карточки, две валюты, требуется организовать более менее нормальный учет финансов, потому что ситуация, когда 60% денег уходят по статье "прочая хрень, незапланированная в бюджете, а посему вылетевшая из головы" меня замучала. Итак:
1. Банальная таблица в экселе. Просто и удобно. Т.е. по одной колонке пишем название статьи, в другой - сумму, через колонку - название дохода, потом сумму. Наверху делаем шапку (freeze panes) с формулой для подсчета суммы доходов и расходов + время от времени отмечаем баланс карточек во время очередной проверки банкомата.
Плюсы: быстро и никаких специальных навыков не требуется. Т.е. в графу расходы можно записать хоть слона, без необходимости создания отдельной категории, все находится перед глазами, наглядно. Наибольшим плюсом для меня явилось то, что:
- вырабатывается привычка записывать расходы ввиду простоты учета, вызванной отсутствием необходимости изучать какой-то программный продукт;
- после месяца записи расходов и доходов в моих руках оказалась статистика (пусть даже не сортированная), потратив на анализ которой около часа, я перешел к следующему этапу с твердым осознанием того, что:
- учитывать свои расходы/доходы я хочу
- у меня в руках есть готовый список категорий и классов (проектов).
Минусы: все остальное. Т.е., теоретически какие-то отчеты можно создавать, но практически - никакой сортировки или выборки сделать невозможно. Поддержка мультивалютности и нескольких счетов зависит исключительно от того, насколько часто вы пересчитываете деньги физически, либо виртуально (сомтря баланс в банкомате)
Рекомендуется: вы просто не понимаете, что такое учет финансов, зачем вам оно надо, программы осваивать лень, понятия о расходах вы не имеете никакого, а длинный список категорий в SPB Finance или кэшорге наводит на вас ужас, поскольку вы не понимаете, что вам надо выкинуть, а что нет.
2. Управление финансами 1.1. Быстрая и шустрая программа. Вы уже поняли, что учет финансов необходим, но по-прежнему считаете SPB Finance (далее финансы) и кэшорг уродливыми навороченными монстрами (прим. - а зря) и ищите чего-нибудь попроще.
Итак, здесь мы уже имеем дело с категориями, которые мы получили либо в результате использования экселя в п. 1, либо просто потратив час времени и прикинув все в голове. Списка готовых категорий здесь нет, равно как и всяких наворотов, все выглядит довольно просто. Но, в отличие от таблицы, здесь уже имеется интерфейс, возможность вывода отчетов по времени и по группам, нет поддержки нескольких счетов.
Плюсы: просто и удобно, никаких особых познаний в финансовом учете вам не требуется, при этом уже есть возможность вывода статистики.
Минусы: планирование расходов отсутствует как класс. Т.е. если вам нужно запланировать выплату кредита за телефизор ежемесячно по 1000 р. каждое 12-е число каждого месяца в течение следующих 12 месяцев, при этом ваш бюджет на покупку электроники составляет 2500 в месяц и вам необходимо, чтобы:
- вы имели возможность видеть перед собой время следующего взноса с возможностью просмотра полной суммы;
- посмотреть, как это дело затрагивает ваш текущий бюджет по данной категории.
Забудьте! Ничего этого вы в программе не увидите. Кто-то этому порадуется (дескать, ну и здорово, лишних наворотов нет). А кто уже имел дело с кредитами и в просрочку попасть не хочет, задумчиво почешет репу и... заведет отдельную табличку в экселе (как вариант с установкой стандартного напоминания) для учета графика платежей(напомню, в этом абзаце человек все еще не хочет устанавливать финансы или кэшорг :))
Кроме того, один счет - это один счет. Не думаю, чтобы у большинства населения, имеющего КПК был только один счет "Наличные" и все. Как мне кажется, карточка сейчас - явление весьма распространенное.
Еще у этой программы нет классов/проектов. Т.е. допустим, у вас есть две машины/компьютера и т.п. и вам охота вести отдельную статистику по своей машине и машине вашей жены, при этом просто нет никакого желания создавать две категории (Машина-бензин (моя), Машина-бензин (жена) и т.д.) В финансах и кэшорге это реализуется банально через классы/проекты. Т.е. создаем проект "Жена", и записываем расход в категорию "Машина-бензин", проект "Жена", точно также и для остальных категорий. Потом в конце месяца смотрим статистику по проекту "Жена" и... после выхода из состояния инсульта лезем в орфогарфический словарь, чтобы посмотреть правильное написание слова "Развод" :)
Рекомендуется: осознавшему необходимость учета финансов с помощью категорий, но по каким-то причинам не желающего вести ее по нескольким счетам и приобщаться к миру навороченных отчетов по классам/категориям/времени, а также не имеющего никакой необходимости эти расходы планировать. Причины могут быть разные: слишком сложно, правда человеку ненужно (когда я был студентом со стипо 320 руб. в свое время, мне тоже все это ни в одно место не упиралось) или нежелание разрушать гражданскую ячейку общества после анализа статистики по проекту "Жена" :)
3. SPB Finance - они же финансы. Тут уже двумя словами программу не опишешь (равно как и нашего "монстра" кэшорг :)) Ветки по ним занимают около 20 страниц, это с учетом того, что народ уже знает, как ими пользоваться и прочитал описалово. Поэтому пройдусь вкратце на основе своего опыта.
Итак, вы поняли, что у вас есть два или три счета, две валюты, планировать расходы вам нужно, при этом еще желательно с напоминаниями. Список категорий у вас уже есть. В принципе, на этом этапе все, что вам осталось сделать - это скачать прогу и ввести ваши категории, предварительно удалив имеющиеся в программе. Дело в том, что, хотя SPB является российской компанией, инструкии на русском там нет, названия всех категорий идут на английском и в 99.9% вы их просто удалите и набьете свои.
Здесь уже есть классы (см. выше описание программы №2), запланированные транзакции с широкими настройками моделей повтора, всевозможные графики отчетов, возможность работы с несколькими счетами и т.п.
Первое ,что вам нужно сделать - это просто отбросить страх и набить категории, потом начинайте этой программой пользоваться. Если вас пугает ее громоздкость - просто создайте новый счет(а), набейте вашу первую транзакцию и вы поймете, что ничего сложного в этой программе нет. Набитая транзакция тут же отразится на счете и, если вы больше ничего делать не хотите (синтезировать/анализировать и прочее на ...ать), то больше ничего и не делайте. В принципе, деньги ваши уже учтены. Такие термины как "Разбивка транзакции" (ака сплит), "Вывод отчетов" и т.п. вы освоите позже, когда у вас появится свободное время. Вообще, не бойтесь "играть с этой программой", здесь есть возможнсть создания резервной копии, создайте ее и навводите 20 левых транзакций и попробуйте создать отчеты, классы, категории и т.п. - все окажется не так сложно, как казалось.
Интерфейс программы довольно простой: у вас есть три вкладки "Счета" (где показывается баланс счетов), "Реестр" (где показываются транзакции), "Бюджеты" (где показываются бюджеты). В меню "вид" вы можете отредактировать категории, классы, запланировать транзакцию и вывести отчет(ы). В принципе, после ввода категорий я так и не смог понять, почему финансы считаются громоздкой программой, на мой взгляд, интерфейс у ней очень простой и почти все функции используются на 100% в отличие от того же кэшорга.
Дальше я могу описывать ее еще на 10 страницах, поскольку мне программа понравилась как программа для учета финансов, но вот функция планирования меня разочаровала: вывод отчетов в любой форме только для запланированных транзакций невозможен, если их только не вносить в отдельный класс. Обещали пофиксить в следующей версии. Кроме того, поработав с ней и погоняв потом недельку кэшорг (версия 5.35), я пришел к выводу, что в кэшорге даже те же самые функции реализованы удобнее ввиду небольших мелочей, которые, как бы не обязательны и на первый взгляд даже незаметны, но жизнь человека делают приятнее :) Поэтому в разделе про кэшорг я не буду рассказывать про саму программу, а лишь расскажу про причины, побудившие меня перейти на него и на нем остаться по сравненнию с финансами.
Плюсы: все для полноценного учета финансов. В принципе, это уже - полноценный продукт с классами, категориями, планированием транзакций, синхронизацией с MS Money, Quicken, мультивалютностью, поддержкой нескольких счетов и т.п.
Минусы: слабая реализация второй составляющией - планирования финансов. Ориентация на западного потребителя.
Рекомендуется: дозревшим до серьезной программы финансового учета, но по каким-то причинам не желающим пробовать кэшорг.
4. Лидер хитпарада: Cash Organizer Deluxe, в простонародии кэшорг. Серьезная программа, использовать все возможности которой на 100 % довольно сложно :) Кто переходит на него, как правило, осознают значимость своего поступка и причины, этот переход сделать побудившие. Поэтому расскажу, почему я перешел на него с финансов, которые, как я уже сказал выше, являются довольно полноценной программой (т.е. речь пойдет о тех самых мелочах). Еще раз повторю, этот список мелочей был важен для меня, его мне не хватало в финансах, либо там это было реализовано намного менее удобно, и вам, собственно, может быть глубоко безразличен, но, уверен, попользвавшись кэшоргом вы найдете то же самое количество
мелких вещей, которые, вроде бы, и незаметны, но жизнь упрощают.
Счета:
- внизу есть маленькое окно с названием счета, балансом и валютой. Если счет в валюте, там же показывается баланс в рублях. Мелочь, а приятно.
- в окне выбранного счета бвумя нажатиями можно выбрать дату, до которой нужно вывести статистику (Прогноз), при этом запланированные проводки тоже будут отображаться
- нажатием на иконку слева от лупы можно быстро получить информацию о проводке, не открывая ее: дата ,категория, проект, баланс счета на тот момент. ОЧЕНЬ удобно и быстро.
- создание конфигурации группы счетов. Поясню подробнее. Допустим у меня есть клубная карта, на которой лежит нн-ое количество денег, но которые я потратить никуда, кроме как в клубе/кафе не могу. С одной стороны, было бы полезно отслеживать состояние счета по ней, с другой стороны, очень не хотелось бы, чтобы баланс по ней отражался в общем балансе по счетам, потому что это как бы и не наличные совсем (я их обналичить и потратить где-нибудь еще не могу) В финансах для этого у меня постоянно заморочки были, здесь же я создал конфигурацию "Без клуба", где просто отметил все счета, кроме клубного. Теперь, если мне нужно баланс посмотреть, я выбираю "Все счета", а если мне нужно, чтобы этот счет не маячил 90% времени, то я выбираю конфигурацию "Без клуба". Зело удобно...
Проект:
- сразу выводиться статистика по проектам, сколько всего денег было потрачено по проектам, при этом одним нажатием в меню можно выбрать "Показать проводки" (есс-но, выбрать до какой даты и т.п.)
План:
- все запланированные проводки, показывается, повторяется она один раз или несколько
- можно одним нажатием на иконку слева выключить проводку, т.е. она не удалится, но в прогнозе принимать участия не будет
- сортировка по дате, сумме, названию и т.п.
- быстрый вывод отчета по категориям, счетам, проектам (выбираем дату в прогнозе и нажимаем на черную стрелку в правом нижнем углу)
- создание групп
- минус: нет планирования "каждые ... дней", но разработчики обещали сделать
Категории:
- все просто особых отличий нет, за исключением того, что при вводу транзакции по доходной категории со знаком минус на экран выводится предупреждение "записать расход в приходную категорию", т.е. что ж зарплату себе-то со знаком "минус" начисляешь :) В финансах она просто введется и все. Потом будете удивляться, куда у вас минус 30 тысяч по категории зарплата ушли :) Т.е. это несущественно, не думаю, что вы уж с зарплатой такой финт сделаете, но для мелких доходов типа 100 рублей возврата долга я пару раз влетал второпях
Бюджет:
мне вполне хватало финансов, поскольку сильно бюджетом я не пользуюсь, поэтому тут ничего особого сказать не могу
Отчеты:
Тут безоговорочное лидерство кэшорга
- возможность сохранения своих отчетов. Т.е. создаем отчет расходы по проекту "Жена", с 01.01.05 по 03.04.05 сохраняем ее и теперь, если нам хочется острых ощущений, вместо бесконечного ползания по фильтрам просто нажимаем кнопк уи все. При этом в сохраненном отчете можно изменить дату и т.п.
- увеличение фрагмента графического отчета: выбираем стилусом область, которая будет увеличена и увеличиваем.
- нажатием на графике/диаграмме получаем стстистику по этому сектору
- куча всяких отчетов: проекты по месяцам, по проводкам и т.п.
Плюсы: помимо всего вышеперечисленного (и это, повторюсь, в сравнении с очень неплохой программой финансы) просто громадная куча всяких возможностей, инструкция (нормальная) на русском языке, категории на русском, программа постоянно модернизируется, скоро должен появиться модуль для синхронизации с "Домашними финансами", цена 450 рублей - более чем оправданная для такой проги. Лично я на ней остановился даже после финансов.
Минусы: считается "монстром" для учета финансов, ввиду чего может отпугнуть новичков, не прошедших стадии 1,2 и 3. :)
Ну вот, надеюсь, кому-нибудь мои впечатления помогут выбрать нужный для себя продукт.
Сообщение отредактировал Myppp - 24.04.09, 00:00