Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

9.07.15News10

26 и 27 июня в Санкт-Петербурге прошла очередная конференция издателей и разработчиков мобильного развлекательного софта White Nights 2015. Несмотря на т.н. кризис, отраслевое мероприятие собрало рекордное количество участников из России и её окрестностей, а также самого что ни на есть дальнего Зарубежья. Среди отечественных разработчиков приложений и специалистов по «инди» активно сновали закупщики, перекупщики и продавцы трафика заморского да сервисов диковинных, пытающиеся подороже сбыть свой товар да обрасти перспективной клиентурой.

Расстановка сил

Как показала практика, кризис, о котором неумолчно твердят политики и издатели, ориентированные на западные рынки — не более, чем абстрактный жупел, существующий в основном в головах скептиков и пугливых экономистов. Российский сегмент мобильного интернета продолжает жить, бурлить, приносить инвесторам внушительные прибыли и удивлять мировую индустрию игр и приложений очередными рекордами.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

В традиционной презентации организатора White Nights — компании NevoSoft в лице её бессменного спикера Павла Ряйкконена — были подведены общие итоги развития рынка мобильных игр, сервисов и приложений. В частности, мы узнали, что каждый шестой человек на планете Земля хотя бы раз в жизни запускал мобильную игру на смартфоне или планшете. Цифра вызывает безусловное уважение, но неизвестно, входят ли в число этих 1 млрд 250 млн индивидуумов, скажем, обладатели антикварных телефонов Nokia, ставящие рекорды в старой доброй «Змейке»? Или речь всё-таки о более современных девайсах на платформах iOS, Android и Windows Phone? Организаторы, к сожалению, не уточнили.

Наибольшее количество любителей мобильных развлечений — 740 млн человек — проживает в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Учитывая, что лишь Индию и Китай населяет порядка 3 млрд человек, число геймеров кажется довольно скромным. Макрорегион переживает период бурного экономического развития, и мы не удивимся, если в течение ближайшего года количество азиатских мобильных игроков перевалит за миллиард. На втором и третьем местах расположились идущие ноздря в ноздрю геймеры из старушки Европы и североамериканского Заморья — 153 млн и 152 млн человек соответственно.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015 Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Как всё это многообразие пользователей распределилось по разным платформам? Если коротко, то без сюрпризов. Тотальное доминирование «зелёного робота», контролирующего порядка 78% рынка смартфонов, подвержено сезонным колебаниям, но в целом никем из конкурентов не оспаривается. Наследие светлой памяти Стива Джобса ныне занимает вторую строчку во всемирном рейтинге юзерской популярности с достойным результатом 18,3%. Устройства под управлением Windows Phone (2,7%) и Blackberry (0,3%) не претендуют на победу в «Большой Мобильной Игре», однако решительно бьются за свой маленький, но гордый сегмент аудитории.

 

Бренды в трендах, тренды в брендах

В гонке брендов на рынке мобильных телефонов вряд ли кого-то удивит первое место Samsung с почтенным результатом 24,6%. Однако корейский гигант, несмотря на общее лидерство, существенно сдал позиции по сравнению с первым кварталом 2014-го года (30,7%). На втором месте расположился Apple с прогнозируемым результатом (18,3%). Внушают оптимизм показатели компании Huawei (5,2%), ежегодно отвоёвывающей по 0,5-0,8% высококонкурентного рынка, на котором новичков, мягко говоря, не жалуют (наше почтение азиатскому тигру). А вот то, что в пятёрке лидеров как не было, так и нет компании HTC, ежегодно осваивающей многомиллионные маркетинговые бюджеты на запуск новых модельных линеек смартфонов, может вызывать лишь изумление и сочувствие.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Также не может не вызывать интереса тот факт, что 41,7% всей мировой аудитории смартфонов сделало выбор в пользу брендов, не входящих в «великолепную пятёрку» глобальных лидеров. Это говорит о том, что рынок пока далёк от насыщения, и даже самый маленький и скромный производитель мобильных устройств при условии грамотной организации маркетинговой политики и производства вправе рассчитывать на то, чтобы «оросить свой клюв в святом источнике» многомиллиардной прибыли.

Объём мирового рынка интерактивных развлечений на начало 2015 года составил ослепительную цифру $74,2 млрд, причём мобильные игры «откусили» самую большую часть пирога — $22,3 млрд. Ритейл, которому многие издатели, сделавшие ставку на digital content, ещё с 2004 года предрекают мучительную смерть, живее всех живых, и приносит издателям $19,7 млрд ежегодно. Рынок f2p MMO ($8,7 млрд) и онлайн-игр по платной подписке ($2,7 млрд) общим объёмом 11,4 млрд вечнозелёных также намекает, что корейские гриндилки и более серьёзные продукты от Blizzard и других маститых издателей пока ещё рано сбрасывать со счетов. Пока не умерли и «социалочки», порукой чему $7,9 млрд годовой прибыли от любителей виртуального сельского хозяйства.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

По-человечески обидно за консоли последнего поколения, предоставляющие игрокам наиболее качественный контент. Объём рынка PS4, Xbox One, Wii U и топовых мобильных игровых current-gen платформ даже вместе с моделями предыдущего поколения составляет «всего» $3,1 млрд. Правда, добрые провидцы предрекают повышение доли консольных игр на 30% в течение ближайших трёх лет, но что значит $1 млрд при общем объёме рынка почти в $80 млрд? Забавно, но на помощь консольщикам, ставшим последним бастионом на пути к тотальному оказуаливанию игрового процесса, могут прийти их «заклятые друзья» — РС-геймеры, посредством DLC из Steam, GOG и иных сервисов цифровой дистрибуции регулярно заносящие в кассу издателей $7,5 млрд. Общий $10,6 млрд вклад адептов консолей и фанатов РС-гейминга — уже не та сумма, которую издатели могут игнорировать в расчётах.

А вот тренд VR, которому многие гуру в мире геймдева предрекают тотальное доминирование на рынке интерактивных развлечений в обозримом светлом будущем, пока ещё не в тренде. $225 млн добытых за год недобитых енотов — явно не те деньги, с которыми можно рассуждать о глобальном лидерстве.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Впрочем, если взглянуть на дифференциацию доходов индустрии под другим углом (а именно — оценить распределение прибылей с «экрана развлечений»), мы получим гораздо более обнадёживающие показатели для хардкорного гейминга. Так, телевизоры, ставшие базой для консолей и поставщиком различных сервисов a la Smart TV, принесут издателям $25,1 млрд. Девайсы с портативным экраном — планшеты и мобильные игровые консоли — сгенерируют $12,1 млрд доходов. Гаджеты с персональным экраном — смартфоны и Smart Watches — могут рассчитывать на $20,6 млрд. Но самый большой куш приходится на экраны РС: $33,7 млрд прибыли принесут издателям социалки, MMO, браузерки и авторитетные ААА-проекты в классическом исполнении.

 

Немного о региональной специфике

США и Китай активно сражаются друг с другом за право называться крупнейшим рынком игр, приносящим максимальную прибыль. Так, на благословенной американской земле издателям в 2015 году удастся собрать $22 млрд от 185 млн геймеров, на рынке Поднебесной чуть больше — $22,2 млрд, но уже от 400 млн игроков.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Чтобы вы понимали, насколько велико преимущество этих двух монстров в глобальной игре, просто представьте, что весь огромный макрорегион, включающий Европу, Ближний Восток и Африку, собирает только $20,5 млрд. Всего $20,5 млрд при 605 млн геймеров на весь Старый Свет, Карл! Куда катится этот мир? Слабо, но радует, что на самом дне находимся всё-таки не мы, а наши латиноамериканские амигос: парни собирают всего $4 млрд со 192-миллионной аудитории.

Однако не будем лить слёзы за всю старушку Европу. В конце концов, игровой бизнес — дикие джунгли, основной закон которых очень ёмко и доходчиво сформулировал великий Шер-Хан: «Каждый сам за себя!» И хотя чисто российский результат в $1,3 млрд ($374 млн из которых — мобильный сегмент) нервно курит бамбук в сравнении с китайским и американским, в Восточной Европе (133 млн игроков) мы — безусловные короли. Ближайшие преследователи — Польша ($408 млн) и Украина ($175 млн) пока даже совместными усилиями не способны составить нам достойную конкуренцию. Если взглянуть на проблему с этой точки зрения, всё не так уж и плохо. Быть первым парнем в родном болоте всяко лучше, чем в нём же — аутсайдером. А там, глядишь, и перевернётся на нашей улице грузовик с печеньками.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Любопытна следующая цифра: при росте экономики Западной Европы в 2014-2018 годах на 2,8% игровой рынок соответствующего региона «приподнимется» на 2,0%. А вот в Восточной Европе ситуация иная: экономика там вырастет на 3,2%, а игровой рынок — на 3,8%. Лишнее подтверждение тому, что при прочих равных люди на Западе предпочитают налечь на работу, а на Востоке — на отдых. Менталитет, как говорится, не пропьёшь.

 

Мобильные войны: Эпизод какой-то-там

Виртуальный магазин Google Play продолжает свой уверенный рост на как на постиндустриальных, так и на развивающихся рынках. Так, ровно за год количество загрузок в Google Play выросло в 1,3 раза, а прибыль издателей — в 1,4 раза. В наибольшей любви к сервису зелёного «ведроида» были замечены весёлые бразильцы, ставшие загружать игры и приложения почти в два раза чаще. Российский показатель +30% тоже производит впечатление, но в целом соответствует мэйнстриму, несмотря на то, что мы опустились с третьей на четвёртую позицию в мировом рейтинге лидеров по количеству загрузок, пропустив вперёд Индию. Из App Store чаще всего загружают Китай и США. Россия на пятом месте.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Удивительно, но наибольшую прибыль Android сгенерировал на развитых рынках: +40% в Японии, +50% в США и Германии, и +30% — в Великобритании и Южной Корее. Россия в ТОП-5 стран, приносящих издателям наибольший доход через Google Play и App Store, пока не попадала. В глобальном противостоянии сервисов наблюдается ровно та же картина, что и год назад: «зелёный робот» генерирует на 70% больше загрузок, на что iOS пафосно отвечает 70% преимуществом в плане генерации прибыли.

Следует отметить, что расходы издателей и разработчиков мобильных игр и приложений на привлечение нового пользователя существенно возросли. Если год назад принятие в секту одного лояльного неофита обходилось в $1,5, то в первом квартале 2015-го затраты на «охмурение» составили уже около $3. А это значит, что мы становимся мудрее, опытнее, и уже не позволяем просто так вешать дешёвую рекламную лапшу себе на уши. Лапша нам теперь нужна куда высшего качества, что не может не радовать. В общем, тенденции развития мирового рынка интерактивных развлечений, предсказанные аналитиками несколько лет назад, продолжают сбываться. Каких-либо потрясений, судьбоносных открытий или глобальных технологических прорывов, способных перевернуть индустрию с ног на голову, мы вряд ли дождёмся в ближайшие несколько лет.

Чем живёт мировая индустрия мобильных игр и приложений — отчёт с White Nights 2015

Вероятно, в средне- и долгосрочной перспективе стоит ожидать падения популярности планшетов, вытесняемых смартфонами с большим экраном. Портативные игровые консоли также не минует чаша сия: PS Vita и 3DS вскоре, увы, останутся уделом немногих хардкорных фанатов со стажем, окончательно выпав из рядов мэйнстрим-продуктов. Правда, мобильный гейминг отчасти компенсирует потери за счёт наращивания популярности NVidia Shield и его аналогов. А вот VR, по нашему мнению, хоть и не станут новым трендом игровой индустрии, вскоре займут место игровых автоматов в фан-зонах торговых центров и парках развлечений. Там они точно будут к столу и ко времени.

Автор текста: Darth_Elven

Источник: 4pda.ru


Самые комментируемые

    Рейтинг комментирующих

    АpрРromo

    Арp Рromo
    • Expl0der1k
      Крутяк...
      • Lindström
        Dementii,
        Что? Циферки большие? Да, вот подрастешь, бкдешь их на алгебре складывать, вычитать, делить и умножать. А ещё подрастёшь, и зарабатывать их будешь,может быть.
        • tifox
          "Всего $20,5 млрд при 605 млн геймеров на весь Старый Свет, Карл! Куда катится этот мир? "
          В эпоху потребления и ..... ничего хорошего..
          • tifox
            "Слабо, но радует, что на самом дне находимся всё-таки не мы, "
            А вот тот момент,когда тот факт,что Россия на последнем месте,многих бы обрадовал..да увы и тут нас обогнали..
          • analcrasher
            Lindström,
            Какой-то ты злой.
        • hirstonschais
          Это же Паша техник
          • Skit81
            ЗомБой ))))) Зачет
            • На счёт падения прибыли на планшетах они явно погорячились.
              Да и VR пока ещё рано утверждать, выстрелить может в любой момент.
              • CBE4KA
                чем, чем.
                тыкалками да донатилками.
                Только вот это не игровая индустрия. Игорь тонет(окромя портов)
                • Jollyrider93
                  поправьте хэштег

                  Разработчик под ником xCuri0 написал неофициальный драйвер UEFI для старых материнских плат. Он даёт владельцам устаревших видеокарт NVIDIA получить прибавку игровой производительности, используя технологию Resizable BAR, по умолчанию доступную только для нового железа.

                   

                  Подводя итоги уходящего года Google, опубликовала ежегодный рейтинг, в который вошли лучшие игры и приложения для платформы Android. По традиции, победители премии Google Play Best of 2023 Awards были выбраны в различных категориях, включая и несколько новых, появившихся с учетом тенденций текущего года.

                   

                  Нидерландская компания Yandex N.V. объявила о продаже бизнеса «Яндекса» консорциуму частных инвесторов. Представители компании рассказали об ожидаемых следствиях реструктуризации и сообщили, кто станет её новым владельцем.

                   

                  Компания ZTE выпустила недорогой смартфон Changxing 60 с интересным набором характеристик. Новинка поставляется с Android-интерфейсом под кнопочную звонилку, оснащается неплохим для своей цены объёмом памяти и современным разъёмом USB Type-C, а также поддерживает сети 5G.

                   

                  Как и ожидалось, Google официально объявила, что фирменный чат-бот Bard отныне называется Gemini — в честь одноимённой языковой модели, на которой он построен. Вместе с тем состоялся запуск фирменного мобильного приложения и более продвинутой платной версии. 

                   

                  Инсайдер Digital Chat Station опубликовал любопытный аналитический отчёт о текущем положении дел на рынке смартфонов. Он отметил, что ещё недавно ставший рекордом объём оперативной памяти Android-смартфонов не спешит обновляться. Более того, производители гаджетов всё чаще «занижают» этот показатель — и, по мнению инсайдера, делают это осознанно.

                   

                  DOOM — это больше, чем просто игра. Это феномен, образ жизни, и, так уж вышло, целый мем. Народ давно привык к тому, что легенду запускают на различных компьютерах и не предназначенной для видеоигр аппаратуре, поэтому одна фанатка шутера решилась на ещё более оригинальный шаг.

                   

                  Девятое поколение консолей наверняка запомнится как очень странное: вот уже больше трёх лет прошло с момента запуска устройств, но PlayStation 4 и Xbox One всё ещё не утратили актуальность, а многие игры выходят на всех системах. Что ж, теперь поколение официально стремится к своему закату.

                   

                  Как Hyundai решила переизобрести колесо для электрокаров, так и энтузиаст Хейвен Мерсер намерен изменить велосипедную индустрию. Созданная им система автоматической трансмиссии позволяет двухколёсному транспорту самостоятельно менять скорости без каких-либо действий со стороны человека.

                   

                  Компания Microsoft выпустила Windows на iPhone и iPad, правда, речь идёт не об операционной системе, а о специальном мобильном приложении. Оно пришло на смену старой программе Windows 365, объединило разные сервисы Microsoft и добавило возможность запуска «облачного» ПК на разных устройствах, в том числе смартфонах и планшетах.

                   

                  Аналитики медиакомпании Visual Capitalist составили список из 15 бестселлеров мобильного рынка за всю его многолетнюю историю. Рейтинг оказался любопытным: его практически поровну поделили всего два бренда, из которых на плаву к 2024 году остался только один.

                   

                  Ещё до выхода дебютного трейлера GTA VI интернет заполонили конспирологические теории фанатов серии, которые искали намёки везде, где только можно. Теперь же геймеры добрались до официального арта новой части и показали пару находок.

                   
                  Microsoft отключает свои сервисы в России. Пока не для всех Популярное

                  Поставщик IT-сервисов Softline сообщил, что новые санкции ЕС повлияют на работу сервисов Microsoft, Amazon, Google и других компаний на территории России. Компания опубликовала все известные подробности о грядущих «отключениях», и рассказала, кого они затронут.

                   

                  ASUS объявила о старте продаж новой беспроводной низкопрофильной игровой клавиатуры ROG Falchion RX. Среди её особенностей можно выделить интерактивную сенсорную панель, разные способы подключения и оптические переключатели.

                   

                  Пользователи инсайдерской сборки Windows 11 обнаружили любопытное изменение в десктопной ОС. Речь о новом дизайне интерфейса программы установки, который, в отличие от самой операционки, долгие годы не получал никаких изменений.

                   

                  Глава мобильного подразделения Samsung Тэ Мун Ро прокомментировал информацию о платной подписке на ИИ-сервисы для смартфонов Galaxy. Официальное заявление на этот счёт он сделал в рамках интервью порталу ET Telecom.

                   
                  Саморазогревающийся бетон очищает дороги от гололёда и снега Популярное

                  Учёные из Университета Дрекселя в Пенсильвании разработали саморазогревающийся бетон, способный избавить дороги от снега и гололёда. Разработка поможет не только увеличить срок службы дорожных покрытий, но и снизить количество аварий.

                   

                  «Яндекс» обновил мобильное приложение «Дом с Алисой», добавив в него новые условия для создания сценариев. Разработчики рассказали, как это можно использовать на практике, опубликовав соответствующие инструкции в виде карточек с инструкциями.

                   

                  После новости о появлении на iOS в Европе сторонних магазинов и возможности загрузки приложений вне App Store многие явно задумались о создании европейского аккаунта. Но похоже, что Apple предусмотрела этот момент и ввела ряд ограничений на этот случай. 

                   
                  AMD анонсировала новые процессоры Ryzen под сокет AM4 Популярное

                  В ходе мероприятия AMD Advantage Club компания сообщила партнёрам, что готовится к выпуску серии десктопных чипов Ryzen 5000XT для процессорного разъёма AM4. Кроме того, стало известно о других грядущих новинках «красного» бренда.

                   
                  В WhatsApp появятся две новые функции. Что добавят? Популярное

                  Инсайдеры обнаружили в тестовых сборках WhatsApp для Android два нововведения, которые скоро станут общедоступными. Первое из них сможет заметно облегчить жизнь противникам голосовых сообщений, а второе ориентировано на пользователей, которые привыкли часто делиться своими статусами в мессенджере.

                   

                  Нынешний генеральный директор Intel Пэт Гелсингер в прошлом был одним из ключевых инженеров-конструкторов компании и принимал участие в разработке процессора i386 (Intel 80386). Очевидно, в то время 24-летний разработчик мечтал оставить свой след в истории и поэтому «расписался» на каждом выпущенном CPU.

                   
                  Госдума отменит «интернет-рабство» в многоквартирных домах Популярное

                  Госдума во втором чтении одобрила законопроект, регулирующий права между операторами связи и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Говоря простым языком — вскоре провайдеры получат свободный доступ в подъезды для размещения оборудования.

                   

                  Компания Intel выпустила серию тематических постеров, высмеивающих процессоры AMD Ryzen 7000. Главный тезис «синих» — конкурент продаёт старые чипы под новыми названиями. Иронии происходящему добавляет тот факт, что и сама Intel ранее преуспела в аналогичном маркетинге.

                   

                  Создание отечественной консоли входит в план развития российской игровой индустрии. На днях инициатива получила движение благодаря поручению президента. А теперь эксперты говорят о сроках реализации проекта — и ждать придётся немало.

                   

                  Intel объявила о грядущем «апгрейде» процессоров Core 12-го и 13-го поколений, которые получат поддержку технологии APO. Она была эксклюзивом новых чипов на момент анонса, но после серии негативных отзывов в свой адрес компания всё же пошла геймерам навстречу.

                   

                  Вот и свершилось: Rockstar действительно анонсировала GTA VI, как предсказывал Джейсон Шрайер. Правда, любоваться пока не на что — компания лишь готовит геймеров к первому официальному трейлеру.

                   

                  Лаборатория DxOMark опубликовала результаты тестирования камеры смартфона Redmi Note 13 Pro+ 5G. Особенность модели в том, что она предлагает в среднем ценовом сегменте модуль на 200 Мп с большим сенсором (1/1,4 дюйма). Эксперты рассказали, как это работает на практике.

                   

                  Студент Люк Фарритор из Университета Небраски в Линкольне разработал алгоритм машинного обучения, сумевший распознать содержимое свёрнутого папируса, пережившего пожар. Исследователь использовал тонкие и едва явные различия в текстуре поверхности, чтобы натренировать свою нейронную сеть определять чернила.

                   

                  Инсайдеры обнаружили в свежей тестовой сборке Windows 11 небольшое, но важное изменение списка процессоров, совместимых с актуальной десктопной ОС Microsoft. Начиная с версии 24H2, она перестанет запускаться на ПК с устаревшими чипами, не поддерживающими определённую инструкцию.

                   

                  В Китае спал запрет на публикацию обзоров нового vivo X100 Pro, поэтому известный блогер Ice Universe поспешил поделиться первыми впечатлениями от камеры смартфона. Чтобы не быть голословным, он показал примеры фотографий и сравнил их со снимками на Galaxy S23 Ultra.

                   

                  В сети появились рендеры ещё не представленного автомобиля Lada Iskra, которые были найдены в базе патентов Федерального института промышленной собственности. Судя по изображениям, новинка во многом будет похожа на Lada Vesta.

                   

                  Искусственный интеллект Graph Networks for Materials Exploration (GNoME), разработанный Deepmind (входит в состав Google) открыл 2,2 миллиона новых материалов. Это в 45 раз больше, чем было открыто за всю историю науки, или эквивалентно накоплению знаний примерно за 800 лет, что демонстрирует беспрецедентный потенциал ИИ.

                   

                  Спустя месяц после китайского релиза бренд Nubia объявил о глобальном выходе Red Magic 9 Pro — первого и пока что единственного полноценного игрового смартфона на базе новейшего процессора Snapdragon 8 Gen 3. Но самое удивительное, что производитель смог сохранить низкую цену не только в Китае, но и на зарубежном рынке.