Неделю назад мы открыли цикл статей о киберспорте – популярном направлении, которое давно выросло из детских штанов и теперь собирает миллионы, причём не только зрителей. В первом выпуске мы рассказали о зарождении компьютерного спорта, остановившись на середине 2000-х. В этой статье продолжим повествование вплоть до наших дней: как комплексные чемпионаты уступили место одиночным дисциплинам, кто доминирует на мировой арене, какова роль стриминг-сервиса Twitch во всём этом, и куда движется киберспорт.Но сперва цифры: в 2015 году объём киберспортивного рынка составил 745 миллионов долларов, аудитория — 188 миллионов человек. Это не так много, если сравнивать с тем же футболом, но тут важно понимание тенденций: ещё в 2014 году показатели были на 67% меньше. Аналитики предсказывают рост объёма рынка до двух миллиардов уже к 2019 году. И не забываем, что киберспорт (или, как его называют на Западе, e-sports) — вызывающе молодая структура, которой не больше 15-ти лет; скачкообразный рост легко объясним и даже ожидаем.
Потенциал цифрового спорта понимают и в России. В 2015 году мировое кибер-сообщество порвала новость — холдинг Алишера Усманова вложил 100 миллионов долларов в титулованную российскую команду Virtus.Pro. Это вылилось в то, что «виртусы» теперь крутятся внутри другого мощного холдинга ESForce, где есть центральная студия комментирования RuHub (что-то вроде местного аналога футбольного канала от бывшего «НТВ+») и другие важные медиа-активы.
Оценили веяние моды даже букмекеры. На матчи по «Доте» и «Лолке» ставят реальные деньги, и по объёму ставок молодая отрасль занимает восьмое место, мощно двигаясь вперёд. Так что если в вашем сознании до сих пор живёт образ киберспортсмена как юного, прыщавого и забитого создания — забывайте его: клавиатура с мышкой уверенно теснят мяч и клюшку.
Но вернёмся к нашему 2007-му и расскажем, как от множества турниров разной степени престижности к-спорт перешёл к мировому доминированию.
Смена парадигм
Кто читал предыдущий материал, должно быть, помнит, что основой роста к-спорта были всякие чемпионаты: WCG, CPL и другие. Но не обманывайтесь словом «чемпионат». Здесь уместнее аналогия с Олимпиадой: на той же WCG собиралось множество игроков из разных государств, которые играли в свои дисциплины: Counter-Strike, Quake, Warcraft 3. После соревнований некоторые даже подбивали показатели по странам. Профессиональные к-спортсмены упорно тренировались, чтобы занять призовое место на очередном чемпионате, и это был венец карьеры, выше уже некуда.
Однако ко второй половине нулевых привычная схема начала рушиться. Во многом виноват кризис 2008 года. Сперва Samsung, давний спонсор World Cyber Games, вывел деньги из чемпионата — компания решила переключиться на киберспорт для мобильных игр. Учитывая специфику Samsung — логично. Однако полноценно перейти в другой сегмент не удалось: мобильный гейминг тогда воспринимался, примерно как киберспорт в 1999 году, и затею пришлось отложить.
Чуть позже NVIDIA покинула Electronic Sports World Cup — не самый важный, но заметный турнир по киберспорту. Причины всё те же: кризис, лишних денег нет, всем спасибо. Начались проблемы у локальных турниров вроде Asus Open. В общем, неизвестно, что бы мы писали сейчас, если бы не две компании: Valve и Riot Games.
Про первую вы, конечно, слышали. Помимо прочих заслуг перед игровым сообществом, именно Valve дала путевку в большой киберспорт популярному любительскому моду для Warcraft 3 под названием DotA (Defence of the Ancients, «Защита Древних»). Со второй чуть сложнее: студия ответственна за League of Legend, которую делал в том числе и соавтор той же «Доты». Вот так всё непросто.
Для человека, мало знакомого с играми, оба проекта покажутся плюс-минус клонами. Сравнимая механика, стилистика и абсолютно идентичные каменные лица пользователей, гоняющих на мониторе своих героев. Соперничество было неизбежно, и оно началось, как только две гигантские компании приступили к промотированию продукта. Промотированию, конечно же, через киберспортивные турниры.
Первый сезон чемпионата по «Лиге Легенд» прошёл в 2010 году, почти за год до анонса второй «Доты». Призовой фонд турнира составил скромные, в общем-то, 100 тысяч долларов, а победитель — знаменитая команда Fnatic — забрал 50. Но цифры в данном случае не играют абсолютно никакой роли — главное, было положено начало войны двух будущих гегемонов киберспортивного рынка.
Valve ответила в 2011 году, объявив первый The International — по размаху и амбициям что-то вроде Лиги Чемпионов, только для дота-плееров. Чемпионат прошёл в рамках выставки GamesCom, и запомнился сразу двумя событиями: на TI впервые представили DOTA 2 широкой публике, а призовой фонд перевалил за полтора миллиона долларов. Ощутите разницу! Кстати, этот турнир выиграла украинская команда Na’VI, увезя домой миллион призовых — первый и пока последний раз.
Ответ от Riot Games последовал незамедлительно. Компания объявила, что на второй сезон чемпионата по League of Legends выделено пять миллионов долларов, из которых часть уйдёт на партнёрские, а часть — два миллиона — образует призовой фонд. Valve пришлось давать ассиметричный ответ: общее количество денег за второй The International не изменилось, зато к работе привлекли популярных комментаторов (включая главную в СНГ киберспортивную звезду Виталия Волочая), а место действия переехало в Сиэтл, на бывший стадион клуба NBA.
В итоге перманентное соперничество привело к тому, что на последнем TI разыграли почти 22 миллиона долларов. Гигантский приз в девять миллионов забрала китайская команда Wings Gaming. LoL повернули в другую сторону: по игре теперь проводят регулярные сезоны, а игроки получают фиксированную зарплату, не зависящую от призовых. Такой себе вариант английской Премьер-лиги. Или, если угодно, НХЛ.
Сияющий тренд, конечно, заметили и другие издатели — и тоже стали проводить крупные чемпионаты по центральным дисциплинам, где можно играть в мультиплеере. Call of Duty Experience, соревнование по Cross Fire, встроенный в новую FIFA режим интернет-кубков и даже турнир по Hearthstone. Все теперь хотят в большой киберспорт.
Говорит и показывает
Очевидно, ничего этого не произошло бы без другого феномена, параллельно запущенного в стратосферу — стриминг-сервиса Twitch. Можно долго и нудно анализировать, почему людям понравилось смотреть, как играют другие (а почему вы смотрите футбол, а не сами пинаете мяч?), но нельзя не признать — в «твиче» транслируют плюс-минус всё, от абсолютно всех игр до приготовления еды и посиделок двух экс-заключённых.
Киберспорт одним из первых принял в себя стриминг (или наоборот?) — и не прогадал. Средней важности трансляции по LoL (или FIFA, или «Танкам» — что угодно) спокойно собирают 10-20 тысяч человек, которые по несколько часов сидят у монитора. Для продавца рекламы это просто райское место: мощный кусок легко просчитываемой аудитории, которой можно «впаривать» чудовищно широкий ассортимент, от комплектующих к компьютеру до энергетиков и приложений для айфона.
Отчасти этим и объясняются сумасшедшие призовые. Когда за развлечением следит много-много человек, которым можно напрямую рекламировать понятные вещи, вокруг этого развлечения немедленно закручиваются мощные деньги. Аналогично рос футбол, превращаясь из кулуарной игры британских колледжей в главный спорт планеты. «Twitch часто сравнивают с ESPN, и я думаю, это справедливо» — сказал в интервью The Verge Рик Хейтзман, инвестор Riot Games.
За потоковым видео пытаются угнаться и другие игроки. YouTube запустил подотдел Gaming, который уже рвёт чарты: 40% от общего количества американских пользователей стриминг-сервисов среди мобильных приложений. Кажется, мы стали свидетелями рождения новой формы телевидения — контент поставляется потоком в монитор, минуя всевозможных посредников. Не хотелось бы делать поспешных выводов, но если так пойдёт и дальше, то «первой кнопкой» станет не клавиша на пульте, а канал самой популярной команды стримеров.
Внимание общественности
Конечно, народ (особенно консервативный) тяжело принимает мысль, что «неспортивный спорт» может быть не только таким, где по сторонам клетчатой доски сидят два нахмуренных человека. Но восприятие постепенно меняется: динамику удобно отслеживать по тональности в СМИ, главном зеркале общественных настроений. Если раньше найти сводки с к-матчей вы могли разве что на профильных сайтах, теперь достаточно заглянуть на большие спортивные порталы. В России это тоже работает — у Sports.ru есть отдельное к-представительство, пестрящее чудесными постами в духе «С кем встречается игрок CS:GO», «Чемпионат» исправно пишет про идущий прямо сейчас The Boston Major, а на «Евроспорте» можно прочитать интервью легендарного «фифера». Комментарии к таким статьям пока не радуют («что это делает на спортивных сайтах?»), но тенденция — показательная.
Чего не хватает
И всё же у идущего вперёд гигабитными шагами киберспорта много проблем. Дело даже не в стереотипах об «асоциальных интровертах», эти глупости отвалятся сами собой. Загвоздка в том, что компьютерный спорт — всё ещё очень молодая структура, которая не всегда понимает, что надо делать. Хаотичная система трансферов (игроки годами могли «бегать» между командами чуть ли не свободно), неочевидный язык профильных изданий (весь этот сленг явно не прибавляет популярности), наконец, слабая — особенно в СНГ — работа над узнаваемостью спортсменов. Из топовых игроков можно делать настоящих звёзд, ведь для этого есть все предпосылки: популярность, весомые контракты, тысячи зрителей. Но ничего (пока) не происходит. Едва ли вы вспомните кого-нибудь, кроме Данила Ишутина и того же Волочая.
И, раз уж речь зашла о спортсменах из СНГ: в следующем материале мы разберём, как функционирует киберспорт на постсоветском пространстве. Выясним, что нужно делать, чтобы получить профильное образование, кто лучше всех «катает», нужно ли приглашать стриптизёрш на турниры, и что дало киберспорту признание государства.
Автор текста: Илья Божко
Источник:
Нави и Хэлл рэйзорс на турнирах по танкам показывали красивые бои... но увы команду Хэлл рэйзорс распустили
киберспортсмены самые полезные люди на земле...ага.
И самые выносливые.
Пусть, например, футболист попробует бежать 5-10 часов без остановки и на полной нагрузке)))
Не спорт.
Глупо сравнивать это с профессиональным спортом, тем же футболом, хоккеем, баскетболом, биаилоном и т.д., где спортсмены ежедневно тренируются в зале, на стадионе, а не за компом.
В игры сам играю, а смотреть на как кто-то кого-то мочит в контру нет никакого интереса. Никакой кибертурнир не заменит людям Эль Классико и аналогичные вещи из мира спорта.
во первых, "киберспорт" внесен в реестр официальных видов спорта.
во вторых почему то даже шахматы спорт, не смотря на отсутствие физического усилия. А шахматы поущербней той же Доты, в плане возможностей, посему не вижу предпосылок не считать киберспорт - спортом.
в третьих, ну да лигу чемпионов поинтересней смотреть, чем турнирчик по танкам или КС, но тем не менее)))
в четвертых, есть впринципе минусы для некоторых игр, например Хартстоун, где многое зависит от удачи, а не от умения, вот тут да. Спорта мало, чистый рандом)
учитывая склонность проф. шахматистов к психическим расстройствам, сложно говорить о том, что полезно...
особенно, если вспомнить, что недавно один в окно вышел.
а спорт вообще как бы не полезен для здоровья. Вот ни разу.
Фитнес там, отягощения в меру, аэробные, циклические нагрузки в меру - это да, полезно. А спорт - нет. Т.к. требует несколько иных физических и психоэмоциональных затрат.
я бы уточнил: профессиональный спорт.
они там не от хорошей жизни мельдоний принимают.
"шахматы поущербней доты" ясно с вами всё.
В теории, дота это шахматы 5х5, на скорость и реакцию
докажи обратное
Глупости говорите.
ну докажи мне, что шахматы более интеллектуальны, чем дота. (пс почти кмс по шахматам - слился, когда появился magic the gathering)
В шахматах сидят 1 на 1 каждый начинает контролировать 32 фигуры (свои 16 и 16 противника) в зависимости от "гениальности" могут просчитывать ходы чуть ли не до конца игры, анализируют очень много информации, в невыгодном положении начинают продумывать как сделать хотя бы пат(ничью). Игра на равных. (не считая разной интеллектуальности)
Дота, насколько я знаю 5 на 5, каждый "герой" кучка пикселей точнее, контролируется отдельным игроком, и здесь от интеллекта зависит наверное 1 процент, в противовес этому мешают такие факторы как скольжение мыши по коврику, чувствительность мыши, разность персонажей, глюки игры, глюки соединения с интернетом, нажатие не той кнопки, которую хотел нажать, возможное умышленое изменение кода игры в корыстных целях и т.д. и т.п. в общем никакой равной игры.
шахматная доска те же пиксели 8х8, дота- условные 65536х65536
просчитываются ходы абсолютно в любой игре, связанной со стратегией
анализ есть везде(предыдущие игры, тактика, пулл героев, сигнатурные герои)
и тд...
сколько в шахматах видов фигур? а сколько в доте? в разы больше. К тому же в шахматах у фигуры одна "способность" у героя из доты их много.
+в шахматых ходят по нескольких клеткам, в то время как в Доте карта огромная (по сравнению с квадратной доской). Вот и думайте
Что тут думать? Понятно же, что вы глупости говорите. И сравниваете неправильно.
мне понятно твое негодование, но термин "спорт" состоит из соревнования - физического или интеллектуального.
так что это таки спорт )
"Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки"
Вот только в видеоиграх нет ни физического ни интеллектуальных соревнования.
Ошибаешься) физического нет, но интеллектуальное соревнование есть) Если говорить о кс, то тут нужно понимать свою экономику, экономику соперника, просчитывать примерные действия соперника, знать тайминги, хватит ли тебе времени добежать до определенной точки, знать откуда может выйти соперник в ситуации 1 на 1, изучать и придумывать тактики для важных матчей, и при этом быть хладнокровным, не волноваться в важных моментах, когда от тебя зависит исход раунда и возможно всего матча :) Взять самый банальный пример который не так давно был. Один игрок в ситуации 1 на 1 когда ему нужно заходить на закрытую точку, зная и понимая где соперник, просто отвлек его внимание выбросив оружие, и взяв раунд, дезориентировал соперника, тот не ожидал что в него что то крупное может полететь, и пока соображал, этот просто залетел и обезвредил его :) и таких ситуаций куча) Тем более спустя 15 лет у команд есть специальные люди, например: менеджеры, психологи, которые настраивают перед матчем, аналитики. В общем все как в настоящем спорте)) Ах да, и зарплата 9000$ в месяц, правда не в СНГ а в Дании вроде))
Ну и тренировки по 12 часов в день тоже не такие простые как кажется :)
Вся эта "интиллектуальная" деятельность на уровне похода в магазин. В видеоиграх побеждает Более активный задрод лучше понимающий механику игры и/или тот на чьей стороне рандом. Напряженной интеллектуальной деятельности как в шахматах тут и близко нет.
В шахматах побеждает более активный задрот, лучше понимающий механику игры и просчитывающий больше комбинаций. Не более.
Не сравнивайте несравнимые вещи.
одна борода
Хм, ну, тогда в ногомяче две команды тоже "просто так" тренируются, чтобы потом отобрать друг у друга полиуретановый шарик.
А в шахматах так вообще - сидят, ничего не делают, в носу ковыряются. Можно иногда фигурки подвигать как захочешь и на кнопочку таймера понажимать.
"Эль Классико" - это ты про финал третьего инта ?
Это когда ФК Барселона встречается с ФК Реал Мадрид
НЕТ! ЭЛЬ Классико - НаВи-Альянс
Вы если возомнили всю эту клаунаду спортом, то хоть "святые" для футбола событие не трогайте
Когда это ЛА лига и её матчи стали святыми событиями для футбола? это максимум интересно только болельщикам/глорам барсы(реала)
Пример с EIClassico не мои.
Про Ла Лигу я и не говорил, я упоминал только Эль классико, а если это для Вас не одно из наиболее ожидаемых событий сезон, дело Ваше. И да откуда мнение что если человек болела Барсы или Реала он сразу глор?
И это говорит, что Эль Классико не Реал - Барселона, а какое-то Нави-Альянс. Я даже не знаю что это.
Про Эль Классико, Барселону, Реал слышали даже те хоть иногда, кто вообще далек от спорта. А если скажу своим знакомым, что есть какие-то Нави, это там какие-то убер команды в таком типа спорте, на меня криво посмотрят.
Эль Классико главный матч мирового футбола уже давно.
Что такое Эль Класико-2016:
✅ Два состава на 1 миллиард евро;
✅ 750 миллионов телезрителей;
✅ 650 аккредитаций;
✅ 230 каналов (онлайн трансляций);
✅ Трансляция в 190 стран мира;
✅ 38 360 DR HD камера;
✅ 8 4K камера;
✅ 2 камеры, которые будут отдельно снимать Месси и Роналду.
Киберспорт, какие-то Нави, Альянсы? Сообщите нам когда хоть кто-то из этих мышко богов достигнет такой значимости как этот матч, эти 2 самых знаменитых клуба.
Керлинг как бы тоже спорт ...
При этом в ногомяч играли ещё козьими желудками, а киберспорт вышел из подвалов, ох-ты-божешь-мой, лет 10 назад, когда чемпионаты по кваке, старкрафту и прочему стали нормой с призовым фондом.
Вы, батенька, сноб.
спроси у своих знакомых, кто такие Нави и Альянсы, и ты сильно удивишься.
я бы всё понял, если бы Вы в пример не ЛА лигу поставили с её "девочками", а АПЛ тот-же.....Но нет, ЛА, мать её, лига
И что то мужики из АПЛ уже давно ЛЧ выйграть не могут. При всей любви и при всем уважении к АПЛ
Ну с Моуриньо, Конте, Пепом и Клоппом, шансов побольше стало.
ни футбол, ни хоккей, ни, тем более, биатлон в начале не являлись видом спорта... Так какого лешего Вы мычите "ниспорт,тринируюцазакампом"?
Мычите? Мычат коровы на лугу.
О как от моего коммента бомбануло о спартсменав за мышкай и клавой.
Чего тут бомбить то, они правы, когда киберспорту будет столько же лет сколько футболу, тогда и нужно сравнивать)
Тренировки к.спортсменов по времени не меньше, чем у тех же футболистов . перед соревнованиями сидят по 6-10 часов. И это физически уже сложно.
ну ты просто не бывал в шкуре про-геймера, наверное) Если ты думаешь, что пацаны, которые увозят призовые с 6 нулями в долларовом эквиваленте, тренируются исключительно по субботам под пивко с креветками, возлежая на диване, ты сильно ошибаешься.
У них есть вполне конкретная цель, есть методы достижения цели, есть навыки, которые нужны для достижения цели, если способы для тренировки данных навыков, есть вполне конкретный распорядок и режим тренировок.
Попробуй аргументированно опровергнуть, что кибер-спорт - это не спорт. Но для начала советую ознакомиться с самим понятием спорта. Ток не путать с физкультурой)
А меня мамка в детстве бездельником называла, а я, оказывается, был спортсменом.
ну просто играть это одно, а играть хорошо в добавок в команде это другое. Плюс я же незнаю во что вы играли, может в косынку))
У нас была команда бездельников) Тогда был Ку2, КС только появился..
это спорт, вот только что развивает?
Длину
высиживаемого геммороя..
Задница растет и живот
Сумо знаешь такой вид спорта?
Не, а чё там?
Скорость мышления и реакции. Стратегическое мышление. Взаимодействие в команде.
А что развивает футбол? Актёрские навыки?
Ага киберспорт так никому не нужен что даже футбольные комментаторы(Гусев и Стогниенко) будут комментировать игры по доте,ох уж эти консерваторы которые в свою очередь два года назад говорили что это все "куклы" а как увидели что какие бабосы там крутятся сразу же побежали принимать в этом участие xDD
P.S Для тех кто думает что в доте совершенно не нужно думать,посмотрите последний "Dotascope 3.0"
К киберспорту еще можно прикрутить поедание вкусняшек на время и спортивное употребление пива. А че? - в ММА же смешали.
PS: Noone мой герой! Истинный киберКотлет.
значит, если в футбол можно гонять ради удовольствия, то это тоже не спорт.
Не в склад не в лад, поцелуй трамвай в живот
вот именно, российская сборная по футболу, в употреблении пива любому нос утрет
Я не в курсе, но деньгами их не обижают
Лол выглядит некрасиво:(Ролики красивые, а вот игра - нет
дело вкуса и/или привычки! Лично мне лол графически кажется намного приятнее доты. Ну и в лоле графические апдейты карты и персонажей бывают - сейчас намного лучше всё выглядит, чем пару лет назад.
Согласен, мне тоже лол нравится намного больше
Знак классности "Патриарх"
Выдаётся только в подставных боях.
ну так а я о чем.
невозможно с 43 процентами столько дамага набивать
44-100 (Р)атриарх :-)
Никогда не мог понять просмотр спортивных соревнований, нигде и ни в какой разновидности спорта. В смысле как зрелище, смотрел только, чтобы самому что-то почерпнуть.
Габен уже подтверждал, что тройка выйдет в конце 2к17.
Гейб Ньюэл каждый год подтверждает разработку HL3))) и многие видутся на его тролинг)
Гейб забери все мои деньги, только выпусти HL 3, Я МОЛЮ ТЕБЯ!!!!
Про первую вы, конечно, слышали: именно к её игре, Warcraft 3, несколько энтузиастов прикрутили мод, позже получившей название DotA."
Valve сделала Warcraft 3? Серьезно?
Во искупление лучше в русском пабе сыграть))
только автор статьи наверно не в курсе, что Navi уже не украинская, а российская команда.
Много ли ты смотрел матчей Virtus.Pro в CS1.6 !?
О да, много. Были даже турниры при поддержке КПРФ, после этого и начал болеть за виртусов
Angry Birds может быть отличным аналогом гольфа, пройти уровень за меньшее количесвто бросаний птиц
Вы пишите про турниры Call of Duty Experience, Cross Fire, FIFA, Hearthstone, WOT - боже да турниры по CS:GO обходят по популярности и призовым весь этот выше описанный мусор в 10 раз, в год больше 20 крупных турниров с призовыми от 100 до 500т $, + около 2-5 огромных турниров по 500-1200тт, + около 100-200 турниров с фондом от 5+50т. Каждый день твич трансляции смотрят больше 50-100т человек. Есть самых популярных игры -. Dota2, CS:GO, LOL. Все остальное ниже этого по популярности нимимум в 5-10 раз. У CS:GO кол-во играющих игроков за месяц 10 млн людей. Зачем писать статьи есьи вы в них не компитенты?
Киберспорт - это шоу. Шоу отсталых для отсталых, не более, не менее.
Вы отстаёте, от моды, молодой человек
Киберспорт скоро затмит весь остальной спорт,так как интересен гораздо большему количеству людей,просто он еще не так развит. Жаль только что у нас в Росиий его так плохо воспринимают.... в других странах к нему уже давно относятся на равне с другими спортами.
Спортами lol
Я в фифе17 дошел до 3го дивизиона, и борюсь там за выживание. Вот это реально триумф выдержки, духа и самообладания, потому что для того, чтобы смириться с унижениями меня другими игроками проигранными матчами 0-4, 0-5 и не разбить джойстик об стену требуется просто лютое самообладание и воля к достижению результата . Плюс пальцы болят, приходится теперь эспандером их тренировать, хотя у меня тренажерка 4 дня в неделю. Боюсь представить какие изнасилования моего достоинства будут в первом дивизионе. Так что не несите чушь, Кибер спорт имеет главное, это жажда быть лучшим, чувствовать свое превосходство, показать что ты можешь тактически и ловкостью и опытом превзойти соперника. Другими словами это соревнование... а там где соревнование это спорт... А если вы не согласны, тогда я не согласен с тем, что шахматы, спортивная стрельба, стрельбы из лука, дартс это спорт.
Спасибо, поржал. Борись за выживание и дальше!
Борюсь, это все, что позволяет мой скилл
В твоем случае не спорт а задротство:)
Любой спорт это задротство. Успехов добивается больший задрот. (Талант дает первый толчок, затем сугубо задротство). Сейчас уже правда спорт - соревнование фармы.
Проф футболисты кроме как мяч гонять больше ничего не умеют. И так можно сказать про любого проф спортсмена.
Как же вы сильно ошибаетесь...
если киберспорт ничего не развивает, то вы можете спокойно сесть и обыграть любого киберспортсмени по доте, лол, вот, кс на раз ? Я Вас правильно понимаю ?
А почему он стал таким популярным? - Деньги
Virtus.Pro ведь поляки, разве нет?
Игроки по КС да, но как и многие другие крупные они мультигейминговые
Организация русская, раньше в кс там были русские игроки
ты сильно удивишься зайдя на твич, где онлайн стримов около 100к человек.